Тюдор, Дэвид


Дэвид Тюдор (1926, Филадельфия — 1996, Томкинс-Коув, штат Нью-Йорк) — американский пианист и композитор экспериментальной музыки.

Начав карьеру как органист, Дэвид стал известен впоследствии как один из ведущих авангардных пианистов своего времени, исполняя музыку Булеза, Фельдмана, Штокхаузена, Кристиана Вольфа, Ла Монте Янга[1]. Но больше всего Тюдора связывают с исполнением произведений Джона Кейджа, с которым он начал работать в ранних 50-х, как член Танцевальной компании Мерса Каннингема[2]. Джон Кейдж написал немало пьес специально для Дэвида. Тюдор — первый исполнитель скандальной пьесы Кейджа «4′33″» (1952 г.): пианист поставит ноты, станет время от времени их перелистывать, открывать и закрывать крышку рояля, но не произведёт ни единого звука[3].

После преподавания в Дармштадте (1956—1961) Тюдор постепенно стал сворачивать свою деятельность как исполнителя, чтобы сосредоточиться на сочинении музыки. Музыку он писал, в основном, электронную, часто — по заказу хореографа Мерса Каннингема. В перформансе («Reunion», 1968 г.), придуманном Кейджем и написанном Тюдором совместно с Лоуэллом Кроссом[4], Кейдж и Дюшан играли в шахматы на сконструированной электронно-звуковой доске, где каждая фигура имела свой собственный тон, усиливающийся при её перестановке[3].

После смерти Кейджа в 1992 году, Тюдор занял место музыкального руководителя Танцевальной компании Мерса Каннингема[5].