И-14


И-14 (АНТ-31) истребитель четырнадцатый — советский цельнометаллический истребитель, созданный конструкторской бригадой Павла Осиповича Сухого в Конструкторском отделе Сектора опытного самолётостроения (КОСОС) под общим руководством А. Н. Туполева.

В мае 1932 года Центральное конструкторское бюро ЦАГИ преобразовали в Сектор опытного строительства (СОС) ЦАГИ. В Сектор входили Конструкторский отдел, Отдел внедрения в серию, Отдел эксплуатации и лётных испытаний, Завод опытных конструкций.

Проектирование новых самолётов осуществлял Конструкторский отдел Сектора опытного строительства или КОСОС[1]. КОСОС возглавил А. Н. Туполев.[2]

Руководителем Бригады № 3 «Лёгкие самолёты» в КОСОС был назначен Павел Осипович Сухой, его заместителем — Николай Николаевич Поликарпов.

Николай Николаевич Поликарпов был опытным авиаконструктором «старой» дореволюционной школы. 24 октября 1929 года Николай Поликарпов был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорён к смертной казни. Исполнение приговора — «расстрел» — было отсрочено «за нецелесообразностью»; в СССР не хватало квалифицированных кадров авиаконструкторов.

«Зэк» Николай Поликарпов «под расстрельной статьёй» проектирует самолёты в «шарашке» — Особом конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ) на территории Бутырской тюрьмы в Москве. Затем ЦКБ «для удобства» опытных работ переводят на Московский авиазавод № 39 имени В. Р. Менжинского. Здесь в 1930 году Н. Н. Поликарпов и Д. П. Григорович совместно разработали истребитель-биплан И-5, который пошёл в серийное производство и поступил на вооружение лётных частей Военно-воздушных сил РККА.