Кавани, Лилиана


Лилиана Кавани (итал. Liliana Cavani, род. 12 января 1933[3], Карпи, Модена, Эмилия-Романья) — итальянский кинорежиссёр и сценаристка, ученица Лукино Висконти[4], творческая единомышленница и коллега по нескольким проектам Бернардо Бертолуччи[5], один из признанных лидеров мировой кинематографии[6].

Помимо художественных и документальных фильмов осуществляет театральные постановки классических опер и выступает режиссёром их кинематографических версий[6].

Лилиана Кавани родилась 12 января 1933 года в городе Карпи (провинция Модена, Италия). Её воспитанием по большей части занималась бабка по материнской линии. Отец — архитектор, много времени проводил вне Италии. Мать работала, тоже часто уезжала[6].

Кавани хотела стать археологом, поэтому начала изучать латынь и греческий в Университете Болоньи. Однако она совсем не знала немецкого, без которого заниматься археологией практически невозможно (все крупные археологи XIX века — немцы). Учась на филологическом отделении Болонского университета[7], Кавани начала ходить в киноклуб и влюбилась в фильмы, которые там показывали. Неореализм в кинематографе оказался очень близок Лилиане, изменил её жизнь[4].

Кавани полагала, что итальянская литература XX века не выразила и не сказала ничего, что должна была сказать о жизни людей в эту эпоху. Поэтому после учёбы она решила отправиться в Рим и рассказать об этом с помощью кино[4] (прошла огромный конкурс и поступила на курс режиссуры в экспериментальную римскую киноакадемию)[7]. Ещё во время обучения Кавани сняла два короткометражных фильма: «Il contro notturno», о дружбе между белым и сенегальцем, и «L’evento» — о группе туристов, убивших ради потехи итальянца. В 1961 году Кавани выиграла один из трёх призов, разыгрывавшихся в конкурсе итальянского телеканала RAI, в котором участвовало до 10 тысяч человек.

С 1962 по 1965 год Кавани работала на канале RAI и сняла несколько документальных фильмов. Её фильм «Philippe Petain — Processo a Vichy» получил приз на Венецианском кинофестивале 1965 года. В 1966 году Кавани обратилась к художественному кино и сняла биографический фильм «Франциск Ассизский» о Франциске Ассизском с Лу Кастелем в главной роли. Её следующий биографический фильм был о Галилее.