Концерт для скрипки с оркестром (Ланге-Мюллер)


Концерт для скрипки с оркестром до мажор, соч. 69 — единственный концерт Петера Эразма Ланге-Мюллера[1], одно из немногих его крупных произведений с оркестром и одно из последних сочинений. Датируется 1902 годом[2][3]. Впервые исполнен 18 апреля 1904 года в Датском концертном обществе[3], дирижировал сам композитор, сольную партию играл Аксель Гаде. Он же помогал Ланге-Мюллеру при сочинении, так как тот не был хорошо знаком с техникой игры на скрипке. Для оркестровки ценные советы давал Август Энна. В отличие от многих позднеромантических концертов, сочинение Ланге-Мюллера не претендует на монументальность и не относится к числу трудных для солиста, зато отличается богатой мелодичностью[4].

Первая часть написана в сонатной форме. В экспозиции материал торжественной главной партии долго развивается, достигая в конце концов си мажора, который оказывается доминантой к ми минору побочной партии (она немедленно модулирует в параллельный соль мажор). Противопоставление двух тем нетрадиционно: при всей своей грандиозности главная партия оказывается более мелодичной, чем похожая на спрингар побочная. Разработка начинается с неё, но постепенно в оркестре набирает силу тема главной партии. Проведение её в репризе максимально сокращено (в частности, опущена бывшая в экспозиции модуляция): после краткого повторения главной партии сразу начинается побочная (в до мажоре). В первоначальной версии, по-видимому, этого сокращения не было[6]. В самом конце части предусмотрено место для сольной каденции.

Вторая часть не является медленной частью в традиционном понимании (на что указывает и обозначение Allegretto sostenuto), это интерлюдия в трёхчастной форме. Она написана в параллельном основной тональности ля миноре, и в её гармониях находит выражение скандинавское происхождение автора.

Финал — самая длинная часть концерта (если исключить из первой части каденцию) и самая серьёзная. Экспозиции присущи сдержанность и благородство. В пространной разработке музыка надолго покидает до мажор и часто приобретает бо́льшую напряжённость, чем в первой части. Вторая часть главной партии (которую можно рассматривать и как связующую) и певучая побочная дают основной материал для неё. За репризой следует небольшая кода на основе главной темы.

Ланге-Мюллер, не будучи скрипачом, предпочел не писать каденцию для концерта, но указал её возможное место в конце первой части. Известны каденции Акселя Гаде (сыгранная им при первом исполнении концерта), Тура Аулина и Юлия Рутстрёма[3]. Свою собственную каденцию записал Ларс Бьёрнкьер. Однако, исходя из общей технической непретенциозности концерта, уместность добавления в него каденции оспаривается[3].