Миллар, Марк


Марк Ми́ллар (англ. Mark Millar; род. 24 декабря 1969[1], Котбридж, Ланаркшир[2]) — шотландский автор комиксов с середины 1990-х годов работающий с крупнейшими американскими издательствами, в основном с Marvel Comics. Одной из его наиболее известных работ является комикс «Пипец», экранизированный в 2010 году Мэттью Воном.

Миллар с детства увлекался комиксами, на собственное творчество его воодушевил Алан Мур, с которым Миллар подростком познакомился на автограф-сессии. На последнем курсе университета он бросил учёбу и стал всё время уделять работе над комиксами. Первым профессиональным опытом Миллара была работа в лестерском издательстве Trident Comics, куда он устроился в 1989 году. Успех ему принёс комикс о супергерое Спасителе (англ. Saviour). В начале 1990-х Миллар работал над научно-фантастической серией «2000 год н. э.» (англ. 2000 AD) и сборником Sonic the Comic.

Британские работы Миллара привлекли к нему внимание гиганта индустрии DC Comics, и в 1994 году Миллара пригласили работать вместе с Грантом Моррисоном над комиксом под названием «Болотная тварь» (англ. Swamp Thing). До конца 1990-х Миллар продолжал совмещать работу над британской серией «2000 год н. э.» и комиксами DC, среди которых были «Приключения Супермена», «Флэш» и «Лига справедливости». Также в 1995 году он вместе с Моррисоном написал сценарий короткой серии Skrull Kill Krew для Marvel Comics.

В карьере Миллара случился прорыв, когда он в 2000 году заменил Уоррена Эллиса в качестве основного автора популярной серии «Власть» (англ. The Authority), издаваемой Wildstorm, дочерней компанией DC Comics. Этот комикс о команде супергероев считался ориентированным на взрослых читателей — в нём было много насилия, жестокости, затрагивалась серьёзные темы: секс, политика, терроризм, с приходом Миллара серия стала ещё более серьёзной. Если в привычных комиксах о супергероях сюжет, как правило, сводился к борьбе супергероев с суперзлодеями, то у Миллара борьба шла с социальной несправедливостью, поднимался вопрос о месте супергероев в обществе. Комикс регулярно редактировался цензорами DC Comics, которые вырезали, в частности, сцену поцелуя между двумя главными героями-геями, а после террористических атак 11 сентября очередной номер комикса был задержан и из него убраны многие эпизоды с критикой правительства, которые цензоры сочли антипатриотичными[3]. Из-за постоянного давления со стороны издателя Миллар в 2002 году покинул DC Comics. Уже после его ухода был издан комикс «Супермен: Красный сын» (англ. Superman: Red Son), в котором показывается альтернативная версия Супермена, выросшего в СССР.