Мечи Ульфберта


Мечи Ульфберта, так же известные как мечи «Ульфберт» — общее название более чем 170[2] образцов средневековых мечей, датированных между 9 и 11 столетиями. Отличаются высоким для Западной Европы раннего Средневековья качеством изготовления, а так же массовостью и единообразием клейм +VLFBRHT+ на клинке.

Меч — каролингского типа, прямой, обоюдоострый, как правило с прямой недлинной гардой. Большая часть относится к типу Х по типологии Оукшотта. Большая часть имеет геометрический узор в дополнение к надписи[3]. Примечательно, что наиболее поздний из датированных «Ульфбертов» в дополнение к обычному клейму имеет надпись «Именем Господним» («in nomine domini», +IINIOMINEDMN в оригинале[4]). Основным внешним индикатором данного типа клинка является клеймо +VLFBERHT+, выполненное железной, а чаще — демаскированной проволокой, в горячем виде инкрустированной в верхнюю треть дола клинка на обеих его сторонах[1].

Надпись выполнена латинским капитальным шрифтом и располагалась в верхней трети дола меча. Обычно её длина составляла 14-16 см[1]. В готовом виде меча надпись ярко выделялась на фоне клинка[5]. На поверхность навершия и перекрестья наматывался болшьой объём проволоки из красной меди и латуни, нередко со включением серебряных полос. В результате на свету рукоять переливалась, придавая оружию «мерцающий» вид[3].

В отличие от современных данному типу европейских мечей, сделанных по технологии «ложного Дамаска», «Ульфберт» сделан из тигельной стали с высоким содержанием углерода — до 1,2 %[6]. Нередки находки данного типа мечей с нехарактерным для него узором, покрывающим рукоять и гарду, что вероятно, говорит об экспорте клинков в третьи страны[7].

Несмотря на то, что большая часть «Ульфбертов» найдена в Северной Европе, их регионом происхождения, судя по всему, является Австразия[9]. Оттуда мечи продавались по всей Европе, вплоть до Волжской Булгарии[8]. По состоянию на 1997 год, на территории современной Российской Федерации и Украины найдено 20 подобных мечей. Большая же часть найдена на территории Скандинавии, что в некоторой степени объясняется языческим скандинавским погребальным обрядом, в котором меч владельца часто имел немаловажную роль. Согласно теории А. Н. Кирпичникова, мечи как экспортировались партиями, так и продавались профессиональным воинам, например — норманнам[10].