Нинет де Валуа


Дама Нине́тт де Валуа́ OM CH (фр. Ninette de Valois; настоящее имя — Идрис Станнус (англ. Edris Stannus); 6 июня 1898 — 8 марта 2001) — артистка балета, хореограф и балетный педагог ирландского происхождения. Была среди создателей и художественных руководителей (1931—1963) труппы «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 года Королевский балет Великобритании). Кавалер нескольких британских и зарубежных орденов, лауреат различных премией, почётный доктор музыки 4 университетов и колледжей.

Имя при рождении Эдрис Станнус, родилась 6 июня 1898 года в доме Балтибойс, усадьбе 18-го века, недалеко от города Блессингтон, графство Уиклоу, Ирландия. Будучи членом дворянской семьи, она была второй дочерью подполковника Томаса Стэннуса (Орден «За выдающиеся заслуги»), офицера британской армии, и Элизабет Грейдон Смит, стеклодува, известной как «Лилит Стэннус»[2][3]. Она была праправнучкой по материнской линии писательницы Элизабет Грант Смит и праправнучкой шотландского политика Джона Питера Гранта[4]. В 1905 году она переехала в Англию[5], чтобы жить со своей бабушкой в Кенте.

Начала посещать уроки балета в 1908 году, в возрасте 10 лет. В 21 год стала прима-балериной в труппе оперного театра Бичема, выступавшего на сцене Королевского театра в Ковент-Гардене, и занималась с такими известными учителями своего времени, как Энрико Чекетти, Эдуард Эспиноза[англ.], и Николай Легат[6].

В 1923—1926 годах Нинетт де Валуа была участницей Русского балета Дягилева. В 1926 году стала основательницей Академии хореографического искусства.

В 1931 году создала труппу «Вик-Уэллс балле» («Королевский балет»), которую возглавляла до 1963 года. На момент своего становления труппа насчитывала всего шесть танцовщиц, причем де Валуа работала ведущей танцовщицей и хореографом. Свою первую полноценную балетную постановку труппа преставила 5 мая 1931 года в театре «Олд Вик» с приглашенной звездой Антоном Долиным. Его первое выступление в театре Сэдлер Уэллс состоялось несколько дней спустя, 15 мая 1931 года. В результате успеха труппы де Валуа наняла новых танцовщиков и хореографов. Она сама окончательно ушла со сцены в 1933 году, после того как Алисия Маркова присоединилась к труппе и была назначена примой-балериной.

Написала книги «Приглашение в балет» (Invitation to the Ballet, 1937) и «Потанцуй со мной» (Come Dance with Me, 1957)[7].