Панентеизм


Панентеи́зм (от др.-греч. πᾶν ἐν θεῷ, «всё в Боге») — религиозно-философский термин, введённый учеником Иоганна Готлиба Фихте, немецким философом Карлом Краузе (1781—1832) в 1828 году[1]. Краузе употреблял данный термин по отношению к позднему наукоучению Фихте, рассматривая панентеизм как учение, согласно которому «единое содержит в себе и через себя весь мир». Позднее этот термин был использован другими авторами, в частности, он активно использовался Фридрихом Бутервеком (1766—1828).

В панентеизме Бог оказывается имманентен всему сущему, при этом одновременно трансцендентен, т.е. превосходит его, поскольку сущее присутствует в Боге, но не исчерпывает Божественное как таковое. Таким образом, в строгом смысле слова панентеизм это учение о том, что всё небожественное в той или иной форме причаствует Божественному, в отличие от пантеизма, согласно которому всё сущее полностью отождествляется с Божественным.

Согласно Генриху Шмидту в панентеизме Вселенная пребывает в Боге, а мир — способ проявления Бога[2]. В отличие от пантеизма, в панентеизме Бог не растворяется в мире и может рассматриваться как личность[1]. Бог присутствует во всех вещах, включает в себя Вселенную, но также находится и вне её. Некий аспект Бога является трансцендентным по отношению ко всему окружающему сущему. В панентеизме божественное бытие рассматривается одновременно как трансцендентное и имманентное.