Петерсон, Людмила Георгиевна


Людми́ла Гео́ргиевна Пе́терсон (род. 25 июня 1950) — советский и российский педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ. В 2002 году награждена Премией Президента Российской Федерации в области образования[2]. Директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования[3].

Л. Г. Петерсон, начиная с 1975 года, совместно с математиками Наумом Виленкиным и Георгием Дорофеевым[4] участвовала в разработке теоретических основ непрерывного математического образования в системе развивающего обучения. Одной из первых успешных попыток практической реализации системы развивающего обучения стал разработанный Л. Г. Петерсон в 1991—1997 гг. непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы, который нашёл широкое применение в школах Российской Федерации. Ею также подготовлены программы по математике «Ступеньки» и «Учусь учиться», составлены сценарии уроков к учебникам по математике для школьных педагогов. Она являлась научным руководителем учебно-методического комплекса «Перспектива»[2]. С 1990-х методику Л. Г. Петерсон стали широко использовать в дошкольном и школьном образовании[4].

В январе 2004 года в составе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования был в качестве структурного подразделения открыт Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». Его директором и научным руководителем стала Л. Г. Петерсон. Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…», авторский коллектив которой Указом президента РФ № 1178 от 5 октября 2003 года был удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год[3].

В 2014 году первый зампред Комитета Государственной думы по образованию О. Н. Смолин, отмечал, что по учебникам Петерсон занимались большинство членов сборных команд российских школьников, выступавших на международных математических олимпиадах[5].

Л. Г. Петерсон разработала комплексную программу обучения математике, начиная с детей трёх лет до девятого класса общеобразовательной школы. В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Ученикам сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы. Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию[4].