Популяризация науки


Популяриза́ция нау́ки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определённый уровень подготовленности для получения информации).

Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных для неспециалиста научных данных в интересную и понятную большинству информацию[1]. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение. Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от степени популярности науки[2]. Учёные, как носители научных знаний, заинтересованы в их сохранении, развитии и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи[3]. Популяризация науки увеличивает количество людей, интересующихся наукой, благодаря стимуляции интереса к ней.

Как синонимы популяризации науки используются такие выражения, как занимательная наука (термин был придуман Яковом Перельманом), популярная наука.

В последнее время появились издания, имеющие лишь отдалённое сходство с научно-популярной литературой советского времени. Для этого новообразования придуман специальный термин «поп-наука». Проведённый Институтом психологии РАН опрос, в котором учёных спрашивали, знают ли они о существовании поп-науки и как к ней относятся, показал, что большая часть опрошенных учёных формулировала своё понимание поп-науки не только как популярных околонаучных изданий, но и как: