Портрет Бальдассаре Кастильоне


Портрет Бальдассаре Кастильоне — картина Рафаэля Санти, написанная около 1514—1515 годов. Портрет, изображающий друга Рафаэля Бальдассаре Кастильоне, известного итальянского писателя и дипломата, считается одной из выдающихся работ эпохи Ренессанса, оказавшей значительное влияние на развитие портретной живописи.

Возвышение Кастильоне в аристократических кругах шло параллельно с растущим признанием Рафаэля в качестве придворного живописца урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро. Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями[1]. В 1505 году герцог заказал Рафаэлю портрет английского короля Генриха VII, и именно Кастильоне отправился в Англию, чтобы представить монарху законченную картину[1]. Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры[1].

Портрет Кастильоне, вероятно, имел глубоко личную значимость для самого писателя, так как сохранилось его стихотворение с описанием картины как утешения для жены и сына, которых он вынужден был оставить во время своей поездки в Рим[2].

В 1661 году картину приобрёл Людовик XIV у наследников кардинала Мазарини[3], и в настоящее время она хранится в Лувре.

Картина имеет пирамидальную композицию. Она является одной из всего двух картин Рафаэля, изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски)[4]. На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось)[4]. Кастильоне изображён сидящим на фоне землистого цвета в тёмном дублете, отделанном беличьим мехом и чёрной лентой. Этот явно не летний наряд указывает на вероятное время написания портрета — зиму 1514—1515 годов, когда Кастильоне находился в Риме по поручительству от Гвидобальдо да Монтефельтро к папе Льву X[5]. Лицо Кастильоне направлено почти строго фронтально к зрителю, волосы завёрнуты в тюрбан, украшенный беретом с надрезанными краями и медальоном. Мягкие контуры одежды писателя, округлая борода, весь его облик в целом передают утончённость, ранимость и чувствительность личности, что зачастую свойственно портретам Рафаэля позднего периода[6]. Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный»[6], идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира[7].