Постконцептуальное искусство


Постконцептуальное искусство (англ. Post-conceptual art, Post-conceptualism) или постконцептуальное искусство, постконцептуализм, постконцептуализм — это теория искусства, базирующаяся на концептуализме современного искусства, где превалирует концепт или идея (возможно несколько) вместо традиционной эстетической проблематики. Отличительной особенностью постконцептуализма является особый онтологический статус произведения искусства. Впервые данное понятие появилось в терминологии Джона Балдессари в начале 1970-х. В качестве примера постконцептуального искусства писатель Элдрич Прист считает работу Балдессари «Подбрасывание четырёх шаров в воздух, чтобы получился квадрат (лучшее из 36 попыток)» 1973 года, в которой художник сфотографировал результаты своих усилий. Число 36 выбрано не случайно, 36 — это стандартное число кадров 35 мм плёнки. Сейчас постконцептуальное искусство зачастую связывается с произведениями процедурального и цифрового искусства.

Концептуальное искусство акцентировало внимание на идее объекта искусства и поставило под сомнение его традиционную роль как конвейера донесения смысла. Затем сомнению подверглась необходимость материальной природы (попытка «дематериализации») произведения искусства, начав создавать произведения, основанные на времени или эфемерные произведения искусства. Хотя общей «дематериализации» объекта искусства достичь не удалось, произведение искусства стало более гибким, податливым. Гибкость объекта в сочетании с семиотикой и компьютерной обработкой, привела к появлению постконцептуальных произведений искусства.