Ралли Кот-д’Ивуара


Ралли Кот-д’Ивуара (фр. Rallye de Côte d'Ivoire, иногда называется по-русски — «Ралли Берега слоновой кости», также первоначально гонка известна под названием Ралли Бандама (фр. Rallye du Bandama)) — раллийная гонка, которая проводится с 1969 года в африканском государстве Кот-д’Ивуар. В 1978-92 годах входила в календарь чемпионата мира по ралли, а в 1977 — Кубка FIA для ралли-пилотов. Как и другие ралли, проводящиеся на африканском континенте, оно отличается тяжелыми климатическими условиями и большой степенью отсева участников. В момент зарождения Ралли Кот-д’Ивуара в среднем до финиша добирались только 10 % от стартовавших (в 1972 году вообще произошло беспрецедентное событие — ни один из 45 участников не смог финишировать).

Впервые Ралли Бандама (название в честь крупной реки) было проведено в 1969 году благодаря стараниям Жан-Клода Бертрана и его единомышленников. Оно прошло в декабре, после окончания сезона дождей. На старт вышло 58 участников и 43 из них добрались до финиша. Первыми победителями стал семейный экипаж в составе Марка и Хелены Джерентонов[1]. Уже в 1971 году в гонке приняли участие несколько известных европейских гонщиков, победу одержал француз Боб Нейре (на втором месте — Марк Джерентон, кроме них до финиша добрались ещё 6 участников).

Ралли следующего, 1972 года, было увековечено в истории мирового автоспорта благодаря беспрецедентному событию: из 45 стартовавших до финиша не смог доехать ни один участник[2]. А ведь именно в этот год на Ралли Кот-д’Ивуара собралась по-настоящему «звездная» когорта из лучших раллистов своего времени (Жерар Ларусс, Шекхар Мехта, Ханну Миккола, Жан-Пьер Николя, Тимо Мякинен, Жан-Пьер Бельтуаз, Анри Пескароло, Тони Фолл, а также действующий победитель Боб Нейре и будущий трехкратный победитель этого соревнования Ален Амбросино). Но после преодоления всего лишь половины из запланированной дистанции осталось только три участника — Мехта и Митри на Datsun, а также Тони Фолл на Peugeot. Но все три автомобиля вскоре были дисквалифицированы, за слишком большое отставание от графика.

В 1974-76 годах Тимо Мякинен дважды победил и ещё один раз был вторым. В 1977 году Ралли Кот-д’Ивуара хоть и не вошло в зачёт производителей чемпионата мира, но стало этапом Кубка FIA для ралли-пилотов (прообраза будущего чемпионата мира в личном зачёте). Победу одержал Эндрю Коуэн на Mitsubishi Lancer, прервав тем самым победную серию для Peugeot. Вторым пришёл его напарник Йогиндер Сингх, а Ханну Миккола и Жан-Пьер Николя сошли. В следующем году впервые Ралли Кот-д’Ивуара вошло в календарь чемпионата мира, но было перенесено на октябрь, поэтому проходило под постоянным проливным дождем, что ещё больше усложнило задачу (из 51 экипажа финишировали только 9). Жан-Пьер Николя взял реванш за прошлогоднее поражение, вторым пришёл Тимо Мякинен, третье место у Жана Раньотти, а четвёртое у Симо Лампинена.