Ралли Эстонии


Ралли Эстонии (эст. Rally Estonia) — раллийная гонка, проходящая на территории Эстонии с 2010 года. Это наиболее значимое автоспортивное событие на территории этого государства. В 2014-16 годах — этап чемпионата Европы. С 2020 года находится в календаре чемпионата мира. В большой степени это стало возможным из-за успехов в мировом первенстве эстонского гонщика Отта Тянака, которые поспособствовали значительному росту зрительского интереса в этой стране[1]. Он же является обладателем наибольшего количества побед на данном ралли — четыре. Кроме того, Тянак стал первым победителем эстонского этапа и в рамках чемпионата Европы, и в рамках чемпионата мира.

В рамках же чемпионата мира наибольшее количество побед одержал финн Калле Рованперя - три (2021-2023).

Первое Ралли Эстонии стартовало 16 июля 2010 года под названием Mad-Croc Rally Estonia в рамках чемпионата Эстонии. Победителем стал Маркко Мартин, выигравший к тому же все спецучастки. Мартин был пилотом чемпионата мира с 2000 по 2005 годы, но завершил спортивную карьеру после гибели своего штурмана Майкла Парка на Ралли Великобритании 2005 года. Ралли Эстонии стало для него первой гонкой за четыре года[2]. Мадс Остберг одержал две подряд победы в 2011 и 2012 годах на Ford Fiesta RS WRC.

В 2014 году соревнование стало этапом чемпионата Европы по ралли. Победу одержал местный пилот Отт Тянак на Ford Fiesta R5, а вторым стал Алексей Лукьянюк[3]. По итогам сезона Ралли Эстонии было удостоено награды "Ралли года ERC" (ERC Rally of the Year)[4]. 2015 год был ознаменован тем, что победа досталась Алексею Лукьянюку, выступающему на Mitsubishi Lancer Evo X R4 (категория ERC-2), а использующий более мощную Ford Fiesta R5 Каетан Каетанович остался только вторым[5][6]. На следующий год Лукьянюк был близок к тому, чтобы отстоять свою победу, но на предпоследнем спецучастке вылетел с трассы и триумфатором стал латвиец Ральф Сирмацис на Škoda Fabia R5[7][8].

После годичного перерыва соревнование вновь было проведено в 2018 году, но уже не в рамках чемпионата Европы. Большинство команд чемпионата мира использовали Ралли Эстонии как подготовку к схожему по конфигурации Ралли Финляндии[9]. Именно здесь состоялся дебют Toyota Yaris WRC вне рамок чемпионата мира и именно на этом автомобиле победителем стал любимец местной публики Отт Тянак. Он же выиграл и на следующий год[10], когда Ралли Эстонии уже официально стало кандидатом на участие в чемпионате мира. В состязании приняли участие все производители чемпионата мира[1]. Посещаемость выросла на 25% по сравнению с прошлым годом и мероприятие посетили около 52 тысяч человек. И более 100 стран закупили права на трансляцию по телевидению. Кроме того, высока была и популярность в социальных сетях: практически 26 миллионов просмотров. Также на официальном канале WRC (и прочих) было зафиксировано около 2,7 миллионов просмотров видеороликов с данного соревнования.