Рационально-эмоционально-поведенческая терапия


Рациона́льно-эмоциона́льно-поведе́нческая терапи́я, РЭПТ (англ. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT); ранее — рациональная терапия (РТ) и рационально-эмоциональная[прим. 1] терапия (РЭТ)) — направление в психотерапии и психологическом консультировании, предложенное Альбертом Эллисом в 1955 году[1], в котором в качестве главных причин психических расстройств рассматриваются иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т. п.), а не прошлый опыт индивида, в отличие от психоанализа и некоторых других направлений психотерапии[2][3]. Такие когниции в терминах РЭПТ называются «иррациональными верованиями» (иногда — «иррациональные убеждения», англ. irrational beliefs)[4].

В современной РЭПТ детский опыт принимается во внимание и используется, особенно в работе с клиентами с расстройствами личности, хотя и не рассматривается в качестве основной причины психических расстройств.

Вначале Альберт Эллис назвал созданное им в 1955 году направление психотерапии рациональной терапией (РТ)[5], однако в 1961 году он изменил название на рационально-эмоциональную терапию (РЭТ). В 1993 году Эллис ещё раз изменил название — на рационально-эмоциональную поведенческую терапию (РЭПТ)[5][6].

Большинство авторов относят рационально-эмоционально-поведенческую терапию Эллиса к когнитивно-поведенческим подходам; при этом РЭПТ Эллиса является, наряду с концепцией Аарона Бека, одним из наиболее признанных подходов в рамках когнитивного направления в психотерапии[7].

Главное отличие РЭПТ от других когнитивных подходов заключается, согласно Эллису, в следующем: РЭПТ «особо подчёркивает важность выделения догматических безусловных „долженствований“, отделения их от своих желаний и предпочтений и обучение тому, как отказаться от первых и учитывать вторые»[7].

Ядром теории РЭПТ является модель ABC[8] (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») развития эмоциональных расстройств, которую иногда называют также «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.