АЗЛК серии С-(x)


АЗЛК-2141 серий С-1 и С-3 («эс один», «эс три») — семейство пробных (экспериментальных) легковых автомобилей, спроектированных и собранных на заводе АЗЛК в Москве во второй половине 1970-х годов. В силу различных обстоятельств в серию ни один из них не пошёл.[1][2][3].

К середине 1970-х годов постепенно стало очевидным, что разработка Москвичей серии 3-5 зашла в тупик: «машины получались грубыми, устаревшими»[4], запланированные сроки освоения их в серийном производстве оказались сорваны из-за внутренних проблем завода и трений с отраслевым министерством. Работу над моделью, предназначенной для замены на конвейере устаревшего «Москвича-412», пришлось начинать сначала.

Ещё в середине 1974 года, всё ещё параллельно с продолжением работы над образцом серии «3-5-6», были выполнены эскизы модели «3-5-7», а в ноябре того же года был построен первый пластилиновый макет, получивший условное название «Дельта»[4]. Это был поисковый макет, сам по себе не имевший особой перспективы, тем не менее, многие его черты впоследствии были использованы при разработке серии С.

В феврале 1975 года в сжатые сроки (3 недели) был построен полноразмерный макет первого автомобиля в серии — С-1 (первоначально обозначался, как 3-5-8). Кузов был типа фастбэк — двухобъёмный, но имеющий обычный багажник седана вместо пятой двери хетчбэка. В те годы модификации с таким кузовом имелись у таких автомобилей, как Volkswagen Passat B1 или Citroen CX, а из современных моделей такой кузов имеет Mercedes-Benz CLS[1]. Авторы технического задания посчитали, что большая дверь в задке будет способствовать выстуживанию салона при открывании[4].

Было применено немало интересных находок, так, для размещения высокого двигателя УЗАМ в капоте была сделана большая подштамповка слева по ходу движения, что позволило понизить линию капота в целом (тем не менее, передняя часть всё равно оказалась излишне громоздкой). Боковая стойка кузова была целиком вынесена на его внешнюю поверхность, что придавало автомобилю необычный, футуристичный внешний вид.

В целом, дизайн автомобиля характеризовался достаточно ярко выраженной динамичностью и даже спортивностью, что было обусловлено такими деталями, как обратный наклон решётки радиатора и клиновидные обводы кузова фастбэк, хотя по уровню проработки явно не дотягивал до серийной модели.