Сибирская икона


Сиби́рская ико́на — икона, происходящая из сибирских иконописных центров. По мнению Д. А. Ровинского, является продолжением строгановской иконописной школы[1].

Начало сибирского иконописания относится к 1620-м годам[2]. Поскольку на формировавшиеся иконописные традиции Сибири оказали влияние как особенности различных иконописных школ европейской части России, так и киевские барочные традиции, каноны северного и южного старообрядческого письма, то единая иконописная школа в Сибири не существовала[3].

Первым сибирским иконописным центром стал Тобольск, который в 1620 году стал центром новообразованной Сибирской епархии. Первый митрополит Сибирский и Тобольский Киприан (Старорусенников) привёз с собой в свою новую епархию двух иконописцев. При митрополите Киприане был создан четырёхрядный иконостас Софийского кафедрального собора, в котором наряду с иконами, привезёнными из европейской части России, Деисус, праздники, пророки и праотцы были написаны на месте[4]. Первая точно датированная сибирская икона — Знамение Пресвятой Богородицы была написана в 1624 году для тюменской церкви иконописцем из Великого Устюга Спиридоном Иконниковым[2].

В 1637 году на основе видения крестьянской вдовы Марии из села Абалак протодиакон Матфей Мартынов написал икону Божией Матери в иконографии «Знамение» с приписными святыми Николаем Чудотворцем и Марией Египетской (т. н. «Абалакская икона»), которая прославилась как чудотворная и стала сибирским палладиумом[2]. Первообраз Абалакской иконы был утрачен в 1930-е годы после закрытия Абалацкого Знаменского монастыря, но сохранились его многочисленные списки.

Дозорная книга 1624 года и перепись 1624—1625 годов сообщают о проживании в Тобольске четырёх иконописцев[5]. В середине XVII века Тобольский архиерейский дом уже имел школу, в которой, получая жалование, работали два учителя иконописания. Доминирующая роль тобольской иконописной школы в сибирской иконописи сохранялась более ста лет до середины XVIII века[2]. Протоиерей и историк сибирской старины А. И. Сулоцкий отмечал, что «по примеру архиерейского дома и монастыри Тобольской епархии, по крайней мере некоторые в прежние времена имели своих иконописцев или из своих вотчинных крестьян и монастырских служек, или из своих послушников и монашествующих»[6]. Занимались иконописанием и сами сибирские архиереи, например архиепископ Сибирский и Тобольский Герасим (Кремлёв)[7].

В начале XVIII века на Сибирскую митрополию стали назначаться архиереи выпускники Киевской духовной академии и вместе с ними в сибирскую иконопись проникли южно-русские и украинские влияния и началось утверждение барочных форм[2]. При Филофее (Лещинском) иконостас Софийского собора Тобольска был заменён на новый, и, по утверждению А. И. Сулоцкого, в качестве его храмовой иконы Софии Премудрости Божией был помещён список с аналогичного образа киевского Софийского собора[8].