Советская эстетика


Сове́тская эсте́тика — сфера эстетики, последовательно развивавшаяся в СССР. Наиболее её плодотворные и значительные произведения относятся к 1950—1970-м годам. В то время издавались работы таких известных учёных как И. В. Малышев, Л. Н. Столович, А.Н Сохор, В. В. Ванслов и др.

Эстетика Советского периода, в частности 1950—1980-х годов, внесла значительный вклад в развитие мировой эстетической науки своим исследованием сущности эстетического и прекрасногоПерейти к разделу «#Дискуссия об эстетическом».

Творчески развивая марксистскую теорию познания, подключая аксиологический подход и данные современной психологии, советские эстетики достаточно убедительно обосновали специфичность связи искусства с действительностьюПерейти к разделу «#Искусство и действительность», особенность предмета художественного отражения и его результата — художественного образа действительности, что имеет особое значение в контексте современной западной философии искусства, по сути, игнорирующей данную проблематику.

Более того, в результате психологических и семиотических исследований были определены существенные черты художественной коммуникацииПерейти к разделу «#Художественная коммуникация». Тем самым был сделан значительный вклад советских ученых в постижение природы искусства.

Откликнувшись на инициативу феноменологов, советская эстетика значительно продвинула разработку проблем художественной онтологииПерейти к разделу «#Онтология искусства». Конечно, отнюдь не все проблемы онтологии художественного произведения получили в советской эстетике убедительное решение. Наиболее сложная из них — способ существования произведения литературы — даже не стала предметом специальных исследований.

Также были опубликованы в целом успешные исследования советских учёных такого традиционно трудного для эстетики вида искусства как музыка. Наиболее значительные результаты были получены в исследованиях музыкально-коммуникативных процессовПерейти к разделу «#Коммуникация в музыке», менее значительные — в осмыслении проблем музыкальной гносеологии и онтологииПерейти к разделу «#Связь музыки с действительностью».