Поворот сюжета


Поворо́т сюже́та, сюже́тный поворо́т или твист (англ. Plot twist)[1] — художественный приём в литературе и кинематографе[2], в видеоиграх[3].

Поворот сюжета — это происшествие, изменяющее ситуацию в фильме или сериале с точки зрения героя и/или зрителя[4]. Точка в сценарии, где история сворачивает в какое-то неожиданное русло, и таким образом, автор делает своё произведение более непредсказуемым, а значит и интересным для зрителей. Бывают масштабными, полностью перестраивающими путь героя; бывают локальными (повороты внутри сцены, диалога). Сильный сюжетный поворот может влиять не только на дальнейшее развитие сюжета, но и на уже произошедшие события[1]. Сюжетные повороты должны привлечь внимание читателя и заставить его переосмыслить всё, что он думал, что знал и считал правдой[5]. Известная британская писательница Софи Ханна даёт такое определение: «Сюжетный поворот опровергает или переворачивает с ног на голову уже сделанный вывод или прочно укоренившееся и разумное предположение. Сюжетный поворот — это больше, чем неожиданный финал[6]». Поворот сюжета — это изменение плавного его развития, появление новой линии или новый конфликт. Например, союзник неожиданно становится предателем, а враг — союзником; достигнутая с таким трудом цель оказывается ненужной или только шагом к настоящей цели; так долго налаживаемые отношения между героями вдруг рушатся в один миг и так далее.[7] Поворот сюжета — это литературный приём, который вносит радикальное изменение в направление или ожидаемый результат сюжета в художественном произведении. Когда это происходит ближе к концу истории, это называется твист или неожиданный финал[8]. Поворот сюжета может быть предвосхищён[англ.], чтобы подготовить аудиторию к его восприятию. Существует несколько методов, используемых для осуществления поворота сюжета: например, утаивание информации от аудитории или введение её в заблуждение двусмысленной или ложной информацией.

Раскрытие сюжетного поворота читателям или зрителям заранее обычно рассматривается как спойлер, поскольку эффектность сюжетного поворота обычно зависит от того, что аудитория этого не ожидала. Даже простое раскрытие факта, что произведение содержит повороты сюжета, особенно в финале, также может быть спорным, поскольку это меняет ожидания аудитории. В то же время, с этим утверждением не согласен писатель Джона Лерер[9].

Ранним примером произведения со множеством сюжетных поворотов была сказка «Тысячи и одной ночи» «Три яблока[англ.]». Она начинается с того, что рыбак обнаруживает запертый сундук. Первый поворот происходит, когда внутри обнаруживается труп. Первоначальный поиск убийцы терпит неудачу, и следующий сюжетный поворот происходит, когда появляются двое мужчин, по отдельности утверждающих, что они убийцы[10][11].