Тбилисский фуникулёр


Тбилисский фуникулёр (груз. თბილისის ფუნიკულიორი) — линия фуникулёра в Тбилиси (Грузия), которая соединяет центр города с верхним парком на горе Мтацминда. Линия имеет три станции: Нижняя (улица Даниела Чонкадзе), Пантеон (разъезд длиной 70 м), Мтацминда.

21 июня 2000 года после обрыва троса фуникулёр был закрыт на длительную реконструкцию. Фуникулёр был вновь открыт 30 января 2013 года.

В 1900 году самоуправление города подписало договор о строительстве в городе канатной железной дороги и утвердило проект бельгийского инженера Альфонса Роби. Договор предусматривал следующее: бельгийское анонимное общество получало право в течение 45 лет эксплуатировать фуникулёр с последующей безвозмездной передачей сооружения городу. Проезд для детей до 5 лет, почтальонов, полицейских и жандармов должен был быть бесплатным. Строительство фуникулёра началось в 1903 и закончилось в 1905.

Ещё до открытия пресса писала:

Тифлис. 29 декабря. Закончена постройка фуникулёрной железной дороги на гору св. Давида. На днях на ней откроется движение. Это единственное в России сооружение построено по типу дороги на Везувий. Предполагают, что с открытием фуникулёра сильно возрастут цены земельных участков на горе св. Давида.

Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повёз их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звёздам