Урок анатомии доктора Тульпа


«Урок анатомии доктора Тульпа» — картина выдающегося голландского живописца Рембрандта ван Рейна, написанная в 1632 году.

Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека. Труп — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

Также на картине присутствуют старшины Адриан Слабран (Adraen Slabran) (второй слева), Якоб де Витт (Jacob de Witt) (склонился над трупом, вглядываясь в мышцы руки); лекари Якоб Колевелт (Jacob Koolvelt) (первый слева), Маттейс Калкун (Mathijs Kalkoen) (рядом с Витом), Франс ван Лунен (Frans van Loenen) (наверху), Якоб Блок (Jacob Blok) (перед ним), Харман Харманс (Hartman Hartmansz.) (с листком в руке)[2].

Подобные открытые анатомические уроки были обычным делом не только в Нидерландах, но и во всей Западной Европе. Они проходили раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились, как правило, несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

Гильдия хирургов, по обыкновению тех времён, заказала групповой портрет, который служил согласно обычаю, увековечению изображённых на нём лиц. Заказ, вероятно, вначале получил Хендрик ван Эйленбург, в мастерской которого в то время работал Рембрандт, а затем владелец мастерской передал его Рембрандту[3].Портрет предназначался для резиденции гильдии, где и проходил урок анатомии, расположенной в Весовой Палате (de Waag) Амстердама на Новом рынке, там же находились три подобных групповых портрета, выполненных в 1603, 1619 и 1625 годах. Следующий вклад в коллекцию гильдии Рембрандт сделает в 1656 году, когда напишет «Урок анатомии доктора Деймана» (доктор Дейман сменит Тульпа в качестве президента гильдии в 1653 году).

Рембрандт изобразил на своей картине персонажей иначе, чем его предшественники. Как правило, персонажи изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причём главный персонаж расположен не на её вершине.