Харьковский мост


Харьковский мост — мост через реку Харьков в городе Харьков, Украина. Расположен в створе проспекта Героев Харькова. Выполняет важную транспортную функцию связи центра с восточными районами города. Начиная с XVIII в. многократно перестраивался.

Точная дата строительства первого моста на реке Харьков неизвестна. В 1760 году жителям 2-й харьковской сотни было поручено или исправить Молчановскую плотину, или же построить мост, расположив его ниже по течению. Точных сведений, какие работы производились, нет, и по данным 1767 года в то время на реке были лишь две плотины и ни одного моста. Весной того же года сильным половодьем обе плотины были разрушены и через реку приходилось переезжать на пароме. И только с 1770 года появляются первые письменные свидетельства существования моста на реке Харьков: факт строительства моста отражён в журналах Харьковской губернской канцелярии. Мост строился для военных целей, по указанию генерала Петра Ивановича Панина, который хотел, чтобы войска, которые должны были прибыть к Харькову к 20 сентября, могли легко и быстро переправиться через реку в любую погоду. К строительству по «мостовой повинности» привлекались работники из Харьковского, Хотомлянского и Липецкого коммисарств. Работы были тяжёлые, людей мало, сменялись они редко, наблюдались проблемы с продовольствием, так что работники часто убегали при первой же возможности. Строительный лес свозился с близлежащих территорий, но с его заготовкой и доставкой также были проблемы. Чтобы успеть к сроку, пришлось привлечь строителей из Мерефянского, Ольшанского и Валковского коммисарств.

Построенный деревянный мост приходилось ежегодно чинить, причём поначалу это было повинностью горожан, что приводило к низкому качеству выполнения ремонтных работ. В 1783 году возникло предложение заменить мост каменным. Архитектором Ярославским была составлен проект и смета. Были отданы распоряжения о начале заготовки леса и камня, о проведении берегоукрепительных работ с весны следующего года, однако из-за неудачного опыта строительства каменного моста через реку Лопань, в 1784 г. работы было решено отложить, а потом данный проект был и вовсе отменён. Сильным наводнением 26—29 марта 1785 года существующий мост был повреждён: поток воды снёс контрфорсы, подмыл основания моста в результате чего вся конструкция осела. В 1787 году был построен новый, но пока все ещё деревянный мост. За его строительством следил городской староста Ченцов и мещанин Янковский. В 1792 году проводился капитальный ремонт этого моста.