Хотят ли русские войны


Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз, и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны,
Хотят ли русские войны.

«Хотят ли русские войны» — популярная советская песня. Автор музыки — Эдуард Колмановский, автор слов — Евгений Евтушенко. Впервые исполнена в 1961 году Марком Бернесом.

Задумка написать песню, в которой выражались бы протест против войны и призыв к миру, возникла у поэта Евгения Евтушенко осенью 1961 года во время очередной его поездки за рубеж, так как именно во время поездок по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки ему неоднократно приходилось слышать один и тот же вопрос: «Хотят ли русские войны?»

Марк Бернес вспоминал: «Евтушенко бывал у меня ещё мальчиком, я знал, что он пишет стихи. Потом к нему пришла известность. Он хотел написать для меня какую-нибудь песню. … Шли годы. И вот как-то мы встретились с ним на какой-то выставке. Там завязалась бурная дискуссия. И не только об искусстве. Я сказал ему в какой-то момент: „Напиши песню о войне, напиши, хотят ли русские войны или нет“. Евтушенко подхватил эти слова, начал на месте лихорадочно импровизировать… На следующий день он принёс два куплета, куплеты великолепные — первый и… третий. Он заупрямился, что второй куплет не нужен. „Почему это песня должна быть непременно из трех куплетов?“ 8 октября, в день моего рождения, мы закрыли его в комнате на ключ и сказали, что не выпустим, пока он не напишет этот куплет. Он написал. Даже целых два варианта. Я выбрал тот, который не вошел в том его стихов»[1].

Сам Евтушенко признавался: «Сейчас уже просто невозможно восстановить, что там написал я сам, а что подсказал мне Бернес»[2].

Эдуард Колмановский рассказывал: «Я вспоминаю, как появилась песня „Хотят ли русские войны“, первым исполнителем которой стал Марк Бернес. На этот раз я не был с ним связан никакими условиями, так как стихи песни дал мне их автор — Евгений Евтушенко. Я написал музыку и сыграл песню в студии грамзаписи, где она была одобрена. Но Бернес со свойственной ему прямотой музыку забраковал, сказав, что мелодия, по его мнению, неудачна. Бернес вообще в оценке песни не терпел никаких компромиссов и кому угодно говорил только то, что он думал. И вот вера в Бернеса, в его вкус, в его мелодическое чутьё, в музыкальную прозорливость заставила меня написать совершенно новую музыку. А это гораздо труднее, чем писать её в первый раз, потому что приходится отрешаться от созревшей уже однажды мелодии, одобренной к тому же компетентными музыкантами…»[3].