Чернова, Нина Михайловна


Нина Михайловна Чернова (16 мая 1935 или 1935[1], Волоколамск, Московская область — 9 августа 2010 или 2010[1], Москва) — советский и российский учёный-эколог, энтомолог, доктор биологических наук, профессор (1977), автор учебников, лауреат Премии Президента РФ в области образования (2001)[2][3][4].

Нина Михайловна Чернова (девичья фамилия Барабанова) родилась 16 мая 1935 года в городе Волоколамске Московской области в учительской семье.

В 1955 году с отличием окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина (МГПИ).

Первым научным исследованием Н. М. Черновой была дипломная работа по морфологии и экологии проволочников. Научными руководителями Н. М. Черновой были М. С. Гиляров и М. А. Глазовская. Её научными приоритетами были достоверность данных, проверенность методов, ответственность в трактовке результатов и рассмотрение их в контексте других исследований[3].

Основала на факультете научную школу по систематике и экологии почвенных микроартропод (коллемболы, клещи и другие мелкие почвенные беспозвоночные животные). Многовидовые и многочисленные сообщества микроартропод оказались прекрасным объектом биологических, экологических и географических исследований. В результате на кафедре зоологии и экологии биолого-химического факультета возник центр по изучению коллембол и микроартопод. Она долгое время была редактором многочисленных монографий, сборников, определителей и других трудов по почвенной зоологии. Под руководством Н. М. Черновой проходили совещания и научные школы, создавалась эталонная коллекция коллембол, которая сейчас содержит уже десятки новых видов. Она подготовила сотни дипломников и более 40 аспирантов, ставших кандидатами биологических и географических наук[3].

Автор нескольких монографий, учебников и учебных пособий для высшей и средней школы. Являясь Председателем Учебно-методической комиссии по биологии СССР и России, она много сделала для организации экологического образования в СССР и России. Н. М. Чернова считала важным необходимость курса экологии в школе, объединяющего предметы естествознания и способствующего развитию мировоззрения[4].