Ямпольский, Михаил Бениаминович


Михаи́л Бениами́нович Ямпо́льский (род. 6 декабря 1949, Москва) — советский, российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог. Кандидат педагогических наук, доктор искусствоведения, профессор. С 1991 года живёт и работает в США.

Родился в 1949 году в семье врачей. В 1966 году поступил на романо-германский факультет Московского педагогического института, который окончил в 1971 году. Три года преподавал французский язык в школе[1], занимался репетиторством за пять рублей в час[2]. С юности мечтал о карьере драматурга, но попал в научную среду. С 1974 года — сотрудник в отделе информации Научно-исследовательского института теории и истории кино (впоследствии Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства).

В 1974 году поступил в аспирантуру Академии педагогических наук СССР, которую окончил в 1977 году, защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Образовательные и воспитательные функции курса философии в средней школе Франции».

С начала 1980-х годов принимал участие в научных мероприятиях Московско-тартуской семиотической школы в Тарту и Кяэрику. Позже стал постоянным участником Тыняновских чтений в Резекне. В 1990 году в рижском литературном журнале «Родник» была опубликована его пьеса «Гиньоль». Читал курс «Теоретический анализ фильма» во ВГИКе и на ВКСР.

В 1991—1993 годах — старший научный сотрудник Института философии РАН (работал в лаборатории постклассических исследований под руководством В. А. Подороги). Участниками лаборатории было задумано издательство гуманитарной литературы, для которого Ямпольский придумал название — «Ad Marginem», то есть «на полях» или «по краям». Идея была позаимствована из картины Пауля Клее, в которой пустой центр окружен расположенным по краям изображением.

В 1991 году в Научно-исследовательском институте киноискусства защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Проблема интертекстуальности в кинематографе»[3]. В том же году был приглашён в США по гранту от лос-анджелесского Гетти-центра. Заявку в Гетти он не подавал, но показался достойным тайному международному жюри, распределявшему «путёвки» в этот научный центр.