Ёсида, Ёсисигэ


Ёсисигэ Ёсида (яп. 吉田 喜重 Ёсида Ёсисигэ, 16 февраля 1933[1], Фукуи — 8 декабря 2022[2], Сибуя, Токио[2]), также известен как Кидзю Ёсида (по «онному» чтению тех же иероглифов личного имени)) — японский кинорежиссёр и сценарист. Считается одним из самых художественно амбициозных, политически проницательных и влиятельных режиссёров послевоенного авторского японского кинематографа[3], наряду с Нагисой Осимой и Масахиро Синодой был одним из ярких представителей так называемой «Новой волны „Офуна“» (течения молодых кинематографистов студии «Офуна» кинокомпании «Сётику», возникшем на рубеже 1950-х — 1960-х годов).

Ёсида родился в городе Фукуи в семье инженера. После окончания средней школы в 1947 году юноша поступил в специальное учебное заведение с углублённым изучением французского языка. Ещё в школьные годы он начал писать стихи и пьесы, и одно из его стихотворений получило Золотой приз на конкурсе радиовещательной компании Эн-Эйч-Кей[4].

В 1951 году Ёсида поступил на филологический факультет Токийского университета, где избрал своей специальностью французскую литературу. Уже в студенческие годы он написал роман, а также стал с группой однокашников издавать журнал «Косо» («Идеи»). О какой бы то ни было работе в кино он и не задумывался, да и кинематографом особо не интересовался, решив посвятить себя изучению французской литературы[4]. Однако в 1955 году, после смерти отца, ему пришлось задуматься, как прокормить оставшихся младших братьев, и он в поисках работы находит место на студии «Офуна», принадлежащей компании «Сётику».

Среди его сверстников и коллег, работавших в то время на студии «Офуна», были Нагиса Осима, Цутому Тамура и другие, которые, объединившись, начали издавать журнал «Ситинин» («Семеро»), где печатали собственные киносценарии. Опубликованный в одном из номеров сценарий Ёсиды «Надгробие на берегу моря» привлёк знаменитого режиссёра студии Кэйсукэ Киноситу, который возьмёт начинающего кинематографиста под свою опеку, сделав его своим ассистентом. В течение пяти лет Ёсида проработает ассистентом режиссёра у Киноситы, пока в 1960 году не дебютирует самостоятельной постановкой «Никчёмный человек». Героями его дебютной киноленты стали четверо молодых парней, находящихся на распутье, проводящих жизнь в праздности и бездуховности, что неминуемо приведёт их к преступлению. Время создания и выпуска фильма на киноэкраны совпало с выходом нескольких дебютов молодых студийных кинематографистов, что позволило заговорить о появлении "Новой волны студии «Офуна» (по аналогии с появившейся в те же годы «Новой волной» во французском кино). Кроме Ёсиды, к группе режиссёров, которых критика относила к "Новой волне «Офуна», причислялись также Нагиса Осима, Масахиро Синода, Ёдзи Ямада и др. Когда и на других студиях, или вне студийной системы, среди независимых кинематографистов появились ещё дебютанты, бросавшие вызов традиционному кинематографу, то движение это уже стали называть не "Новой волной «Офуна», а «Новой волной японского кино».