АЛ-41Ф1


АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель «первого этапа» со смешением потоков, форсажной камерой и управляемым вектором тяги, разработанный в ОКБ им. А.Люльки — филиале ПАО «ОДК-УМПО» для истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и АЛ-31Ф-1С[3].

Несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, двигатель нового поколения АЛ-41Ф1 (изделие 117) на 80 % состоит из новых узлов. Основные из них:

Благодаря обновлению конструкции основных узлов максимальная сила тяги двигателя АЛ-41Ф1 повысилась на 20 %: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3].

Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя.

До сих пор во всех системах розжига для повышения высотности, возможности запуска ТРДД на высоте применялась кислородная подпитка. Она требовала наличия целой кислородной системы на борту и соответствующей инфраструктуры на аэродроме. При создании Су-57 была поставлена задача обеспечить бескислородный запуск двигателя. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. По словам генерального конструктора — директора ОКБ им. А. Люльки Евгения Марчукова, ноу-хау заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Также очень серьёзное ноу-хау заложено в самих агрегатах зажигания, где нужно за короткое время подать очень высокое напряжение.

Перед первым полётом Су-57 двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].