Абдуррахман аль-Аузаи


Абу́ А́мр Абдуррахма́н ибн Амр аль-Ауза́и (араб. أبو عمرو عبد الرحمن بن عمرو الأوزاعي‎; 704, Баальбек, Омейядский халифат — 774, Бейрут, Аббасидский халифат) — исламский учёный-богослов, правовед из поколения учеников табиинов и один из самых авторитетных богословов Шама всех времён. Основатель и эпоним аузаитского мазхаба.

Происхождение нисбы Аль-Аузаи связано с названием одного из арабских племён, относящихся к большой группе племён хамдан. Некоторые считали, что имам аль-Аузаи был родом из этого племени. Аль-Бухари и другие не разделяли этой точки зрения, полагая, что нисба Аль-Аузаи произошла от названия небольшого поселения в окрестностях Дамаска, где проживал учёный[3]. Абу Зура ад-Димашки сообщил, что поначалу Аль-Аузаи звали Абдул-Азизом, а потом он взял себе имя Абдуррахман, а его предки были родом из Синда[4]. Он рано потерял отца и вырос под присмотром одного из старейшин города.

Будучи подростком, аль-Аузаи отправился в Ямаму, где познакомился с Яхьёй ибн Абу Касиром. Он обучался у него некоторое время, записав приобретённые знания в тринадцать или четырнадцать книг. Впоследствии эти книги сгорели, а их копии, сделанные учениками имама, так и не были проверены им[5]. Видя способности аль-Аузаи к обучению, Яхья ибн Абу Касир рекомендовал ему отправиться в Басру и перенять знания от аль-Хасана аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина[6]. Когда аль-Аузаи прибыл туда, аль-Хасан уже скончался, а Ибн Сирин был тяжело болен. Юноша навестил больного учёного, но спустя несколько дней тот умер, и он не услышал хадисов от него[7].

Аль-Аузаи обучался у Аты ибн Абу Рабаха, Абу Джафара аль-Бакира, Амра ибн Шуайба, Макхула, Катады, аз-Зухри и многих других табиинов. От его имени знания передавали Шуба ибн аль-Хаджжадж, Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас, Абдуллах ибн аль-Мубарак, Абу Исхак аль-Фазари и Исмаил ибн Айяш, Бакийя ибн аль-Валид и Яхья аль-Каттан. Ибн Шихаб аз-Зухри и Яхья ибн Абу Касир, будучи учителями аль-Аузаи, пересказывали услышанные от него хадисы[4]. Имам аль-Аузаи считается первым учёным Шама, написавшим полноценный богословский труд. Он зарабатывал на жизнь составлением писем и переписыванием текстов[8]

Авторитет аль-Аузаи в мусульманском богословии очень велик. Исмаил ибн Айяш рассказывал: «В 140 году (757/8) я слышал, как люди называли аль-Аузаи [величайшим] учёным уммы того периода»[6]. Абдуррахман ибн Махди говорил: «Было время, когда [настоящих] учёных было четверо: Хаммад ибн Зейд в Басре, ас-Саури в Куфе, Малик в Хиджазе и аль-Аузаи в Шаме»[9].

Али ибн Баккар рассказывал, что Абу Исхак аль-Фазари сказал: «Я не видел подобных аль-Аузаи и ас-Саури. Что касается аль-Аузаи, то он был человеком [открытым] для всех, а ас-Саури был более замкнутым. Если бы я выбирал имама для этой уммы, то выбрал бы аль-Аузаи»[10].