Малик ибн Анас


Абу́ Абдулла́х Ма́лик ибн А́нас аль-Асбахи́ (араб. أبو عبد الله مالك بن أنس الأصبحي‎), известный как има́м Ма́лик (араб. الإمام مالك‎; 711, Медина, Омейядский халифат — 795, Медина, Аббасидский халифат) — исламский богослов, правовед, хадисовед и второй из четырёх имамов суннитских школ. Основатель и эпоним маликитского мазхаба.

Его полное имя: Абу Абдуллах Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу Амир ибн Умар ибн аль-Харис ибн Гайман ибн Джушайль ибн Амр ибн аль-Харис аль-Асбахи. Даты его рождения, приводимые биографами, колеблются от 708 до 716 года. Он родился в районе Зи Марва в Джарфе близ Медины. Утверждение Ибн Сада аль-Багдади о том, что Малик ибн Анас провел в утробе матери три года (Ибн Кутайба говорил о двух годах), скорее всего основывается на заявление самого Малика о возможной длительной продолжительности беременности его матери[6].

Его предки занимались торговлей и принадлежал к племени Химьяр, входивших в Бану Тайм ибн Мурра (Тайм Курайш)[6]. Отец Малика был мастером по изготовлению стрел. Малик с детства обучался кораническим наукам у своих родственников, среди которых был его родной дядя Абу Сухайль Нафи. Его дед был прославленным знатоком хадисов, считался одним из подлинных рассказчиков (рави) и умер когда Малику было десять лет[7]. Малик изучал фикх у Рабии ибн Абдуррахмана; 13 лет провёл в кружке Абдуррахмана ибн Хурмуза, обучаясь у него и его учеников, в том числе Ибн Шихаба аз-Зухри[8]. Малику посчастливилось посещать собрания Джафара ас-Садика, у которого он почерпнул большие познания.

Особый интерес у Малика ибн Анаса вызывали хадисы Пророка и фетвы его сподвижников. Большое значение в его становлении сыграло то обстоятельство, что живя в Медине, он мог общаться с потомками многих сподвижников пророка Мухаммада. Он был знаком с доктринами и методологическими подходами, присущими хариджитам, мутазилитам, зейдитам, имамитам и другим группам. Он тщательно изучал учения различных философских школ[11].

Со временем стал самым авторитетным факихом Медины, которую он почти не покидал из-за тяжёлой хронической болезни. Занимался торговлей шелковыми тканями. Отказывался от любых административных назначений[8].

Малик обладал высочайшими моральными качествами, праведностью, простотой в общении. Перед тем, как рассказать хадис, он обновлял омовение, совершал двухракаатный намаз, затем садился, расчесывал бороду и использовал благовония, оказывая тем самым почтение хадисам Пророка. Имел отличную память, был скромен и не стеснялся публично заявлять о том, что он чего-то не знает. Имам Малик был очень осторожен в вынесении фетв и презирал нововведения[10]. Благодаря своим развитым умственным способностям и старанию он уже к 17 годам приобрел большой багаж исламских знаний начал преподавательскую деятельность. Давать фетвы он начал только после того, как семьдесят учёных засвидетельствовали его пригодность к этому[12]. В Медине ему дали титул «Имам Дар аль-хиджра», то есть «имам Дома переселения»[7].