Август (курфюрст Саксонии)


Август I Саксонский (нем. August I. von Sachsen; 31 июля 1526[1][2][…], Фрайберг, Средняя Саксония — 11 февраля 1586[1][3], Дрезден) — курфюрст Саксонии, сын герцога Генриха Благочестивого от его брака с Катариной Мекленбургской.

Август учился в школе в родном городе, затем провёл некоторое время при дворе короля Фердинанда в Праге, где подружился с его сыном Максимилианом, впоследствии императором. Слушал затем лекции в Лейпцигском университете.

В 1541 году он стал соправителем своего старшего брата Морица, к которому перешли отцовские наследственные земли, и позднее исполнял функции регента в его отсутствие. Впрочем, собственных земельных наделов, вопреки завещанию отца, он не получил, и был вынужден довольствоваться денежным содержанием. В 1544 году Августу было всё же передано управление Мерзебургским епископством.

В 1548 году он вступил в брак с Анной, дочерью Кристиана III Датского, которая приобрела всеобщее уважение как строгая лютеранка и бережливая хозяйка, родившая ему 15 детей, из которых пережили родителей только один сын и три дочери[4]. По случаю бракосочетания Август смог, наконец, получить свой собственный двор; кроме того, в качестве летней и охотничьей резиденции ему был передан замок Волькенштайн в Рудных горах.

По смерти брата в 1553 году он унаследовал курфюршеское достоинство, но вместе с тем ему пришлось распутывать те политические недоразумения, которые возникли в правление брата, и врачевать раны, нанесённые стране войной. Подобно своему брату, он стремился к территориальным приобретениям, но действовал не оружием, а мирным путём, и удачно воспользовался обстоятельствами и благосклонностью императора. Ему удалось усилить свою власть и расширить свои владения. Три духовных владения — епископства Мерзебург, Наумбург и Майсен — пришли в большую зависимость от княжеской власти под влиянием Реформации.

Воспользовавшись опалой Иоанна Фридриха, герцога Готы, осуждённого на вечное заключение за своё участие в восстании Вильгельма фон Грумбаха, он приобрёл его земли. Своим двоюродным братьям, сыновьям Иоанна Вильгельма Веймарского, он навязал свою опеку и, пользуясь этим, забрал значительную долю их наследства. В религиозном отношении он отличался нетерпимостью. Склонённый придворными теологами в пользу кальвинистического учения о таинстве причащения, он заставлял священников под страхом отрешения от должностей и изгнания проповедовать это учение не только в его собственной стране, но и во владениях опекаемых им двоюродных братьев, а впоследствии, когда он опять обратился в лютеранство, стал преследовать кальвинизм ещё строже, чем прежде лютеран. В 1580 году он издал Формулу Согласия, которая положила конец теологическим спорам внутри Лютеранства