Афтартодокетизм


Афтартодокети́зм (др.-греч. ἀφθαρτοδοκήται — «нетленномнители» от др.-греч. ἄ-φθαρτος — «неуничтожаемый[1], нетленный» + δόκησις — «казаться»; юлиани́зм) — нехалкидонское миафизитское течение, существовавшее в Византийской империи в VI—VII веках, Армении и Эфиопии. Их лидеры, епископ Юлиан Галикарнасский и Гайан Александрийский полагали, что тело Христово было всегда нетленно («нетление» понимается здесь как невозможность разрушения, распадения на стихии)[2]. Эта точка зрения была противоположна мнению другого миафизитского лидера, Севира Антиохийского, полагавшего, что тело Христово стало нетленно только после воскресения[3][4]. Афтартодокетов, как и докетов, называли также фантазиастами[5].

Учение афтартодокетизма основывается на том, что по мнению его приверженцев, божеские и человеческие свойства в Иисусе Христе настолько перемешаны, что после воплощения во Христе нет такого действия или свойства, которое можно было бы рассматривать как только Божественное или как только человеческое. Следовательно, Ему невозможно усвоить какое-либо качество, заключающее в себе момент несовершенства, так как свойство тления, как являющееся выражением ущербности, может быть отнесено только к человечеству, но ни в коей мере не к Божеству. При этом Юлиан Галикарнасский отвергал обвинения в докетизме и настаивал на полной реальности страстей и смерти Иисуса Христа. Однако он считал, что эти страсти противоестественные, то есть навязываются бесстрастному человечеству со стороны Божества[6].

Православный священнослужитель доктор богословия Олег Давыденков называет афтартодокетизм «радикальным монофизитским учением», оказавшим значительное влияние на богословие Армянской церкви и неизжитым в ней до настоящего времени[6][7].

Согласно сообщению историка Евагрия Схоластика[8], в 564—565 годах император Юстиниан Великий принял доктрину афтартодокетов и попытался включить её в православное учение.