Авторство Библии


Традиционно авторами священных текстов принято считать людей, которые указаны в самих текстах или считаются таковыми согласно традиционному литературному анализу. Однако значительная часть библейских критиков придерживается мнения о том, что настоящие имена авторов большинства книг Танаха (Ветхий Завет) неизвестны[1], они писались десятками авторов на протяжении многих веков.

Православная церковь автором Библии считает самого Бога, а пророков, апостолов и других личностей, участвующих в составлении текстов с Божественными откровениями — лишь соавторами[2].

Также и традиционное атрибутирование текстов четырёх Евангелий, которые были исходно анонимными: Матфею, Марку, Луке и Иоанну было известно со II века[3], а в XVIII веке достоверность сведений об авторстве была поставлена под сомнение[3]. На Втором Ватиканском соборе при обсуждении «Конституции об Откровении» (Dei Verbum) был отвергнут пункт «Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Вместо перечисления этих имён решили вписать — «святые авторы». Это мнение также разделяют большинство учёных — авторы Евангелий достоверно неизвестны[4].

Существует мнение, что многие дошедшие до нас тексты были отредактированы до такой степени, что восстановление оригинальных документов и определение настоящих авторов не представляется возможным[5][6][7].

До XVIII века исследователи Библии придерживались традиционного взгляда на авторство Пятикнижия. Считалось[кем?], что текст большей частью был написан Моисеем, за исключением нескольких строк, добавленных позже.

В XVIII веке французский профессор медицины Жан Астрюк[8] и немецкий профессор теологии Иоганн Айхгорн[9] предположили, что книга Бытие была составлена путём объединения двух различных источников. Свидетельством этого они считали чередование имён Бога Яхве и Элохим и повторное изложение некоторых событий в тексте Бытия: рассказ о Творении, рассказ о договоре Авраама с Богом, история об откровении Иакову в Бет-Эле. В начале XIX столетия гипотеза двух источников была расширена. Учёные[кто?] выделили ещё два источника, по их мнению отличающиеся по стилю и теологической концепции. Современная документальная гипотеза утверждает, что текст Пятикнижия приобрёл свою форму в результате объединения нескольких первоначально независимых литературных источников.