Автохром


Автохро́м, Автохро́мный фотопроце́сс (фр. Autochrome Lumière) — первая в мире технология цветной фотографии, пригодная для массового применения. Оставалась безусловным лидером рынка с 1907 до 1935 года, вплоть до появления первых многослойных фотоматериалов[1]. Запатентована братьями Люмьер в 1903 году[2].

Технология «Автохром» основана на растровом способе цветоделения с последующим аддитивным синтезом цветного изображения. Фотопластинки этой системы имеют сложное строение: непосредственно на стеклянную подложку нанесён стохастический растр, состоящий из равномерно перемешанных прозрачных зёрен картофельного крахмала, окрашенных в три основных цвета[3]. Над растром расположена панхроматическая чёрно-белая эмульсия. Слой каучука, удерживающий крахмал на подложке, заполнен сажей так, чтобы прозрачными оставались только окрашенные зёрна. Готовый фотоматериал размещался в обычном фотоаппарате подложкой к объективу, и в момент экспозиции свет достигал эмульсии, пройдя сквозь цветные светофильтры из крахмала. После лабораторной обработки по обращаемому процессу на эмульсии образовывалось растрированное чёрно-белое изображение, состоящее из серых пятен, расположенных под крахмальными светофильтрами. При этом оптическая плотность каждого пятна была пропорциональна интенсивности соответствующей цветовой составляющей данного участка изображения. В проходящем белом свете каждое пятно на эмульсии окрашивалось цветом светофильтра, через который оно было экспонировано. В результате пространственного смешения точек растра основных цветов, глаз видит позитивное изображение в цветах, близких к натуральным цветам объектов съёмки. Благодаря микроскопическим размерам элементов (в среднем, 0,015 мм), растровая структура незаметна глазу даже при увеличении полученного диапозитива[4].

По сравнению с более ранними технологиями с последовательным или одновременным цветоделением на три отдельные фотопластинки, «Автохром» обладал рядом неоспоримых преимуществ, главным из которых была возможность съёмки в одну экспозицию обычным фотоаппаратом[5]. Предыдущие способы требовали специальной аппаратуры с цветоделительной зеркально-призменной системой или кассетой специальной конструкции. Существовали также фотоаппараты с тремя объективами, одновременно снимающими через разные светофильтры на общую панхроматическую фотопластинку. Во всех случаях «Автохром» оказывался технологичнее, поскольку был избавлен от пространственного и временного параллакса, неизбежных при использовании трёх объективов или последовательных экспозиций. Однако, важнее всего была первая в истории возможность получения цветного снимка без сложной аддитивной проекции или многоцветной печати[* 1].