Аггей (пророк)


Агге́й (ивр. חַגַּי‎, Хаггай — «праздничный») — один из последних пророков Ветхого Завета; стал пророчествовать во 2-й год царствования Дария Гистаспа (520 до н. э.).

Три главных пророчества Аггея составляют 10-ю книгу 12-ти «малых» пророков. Речи его направлены к современным ему иудейскому царю Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, которых он упрекает в бездействии и поощряет к возобновлению работы по восстановлению Храма, постройка которого по наветам самаритян была приостановлена предшественником Дария.

В речах Аггея заметны следы упадка еврейского языка, начавшегося во время пребывания евреев в Вавилонском царстве. В беседе его со священниками (III, 12—13), которых он экзаменует в законоведении, заметны даже первые признаки того способа преподавания, который дошёл до расцвета впоследствии, в период составления Мишны. Аггей был современником пророка Захарии.

Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея, единственного лица этого имени, известного из Библии, кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-й книги Ездры 5,1; 6,14 о выступлении пророка Аггея вместе с пророком Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго Храма, библейская письменность не сохранила. Иудейское предание называет (Baba Batra 15а) пророка Аггея членом так называемой «Великой синагоги», к которой раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию, но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой «Великой синагоги» пророкам Аггею, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства (Эрубин II, 1 Шкалим III, 1), но против достоверности этого свидетельства говорит уже то, что, по иудейскому же преданию, «Великая синагога» была учреждена только Ездрою, (458 год до н. э.), следовательно, спустя лишь 62 года по выступлении Аггея на пророческое служение (ок. 520 г.), а главное — крайняя сомнительность, даже более полная недостоверность самого существования «Великой синагоги».