Агитационная литература


Агитацио́нная литерату́ра — совокупность художественных и иных литературных произведений, которые, воздействуя на чувства, воображение и волю людей, побуждают их к определённым поступкам, действиям.

Термин агитационная литература имеет в виду главным образом литературу, являющуюся средством агитации той или другой группировки общества, либо, в марксистском представлении — класса, — литературу, призывающую к непосредственным общественным действиям.

К иной агитационной литературе (нехудожественной) относится: печать периодическая и непериодическая: газеты, журналы, листовки, воззвания, лозунги, брошюры, памфлеты, книги и так далее.

Агитационную литературу ставят обычно рядом с пропагандистской. Разница между ними лишь количественная. «Пропагандист, — говорит Плеханов, — даёт много идей одному или нескольким лицам, а агитатор даёт только одну или только несколько идей, зато он даёт их целой массе лиц, иногда чуть не целому населению данной местности».

История агитационной литературы — это история общественного развития. Расцвет её главным образом падает на эпохи социальных катастроф, революционных взрывов. В революцию 1789, которая переместила центр тяжести общественной жизни из Версаля в Париж, из двора в салоны, на улицы, в кофейни и народные собрания, — газеты, памфлеты и речи составляли литературу эпохи — как указывает Лафарг (Lafargue P., «Die Legende von Victor Hugo», сб. «Искусство и литература в марксистском освещении», ч. 2).

Но агитационная литература создаётся и в другие времена. Первый в России — «Герцен развернул революционную агитацию (он издавал за границей бесцензурную политическую газету „Колокол“). Её подхватили… — разночинцы, начиная с Н. Г. Чернышевского и кончая героями „Народной воли“» (В. И. Ленин, Памяти Герцена, Собр. сочин., т. XII, ч. 1, М., 1925).