Агитпроп


Агитпро́п (сокращение от слов агитация и пропаганда; Управление пропаганды и агитации) — обиходное название Отдела пропаганды и агитации при ЦК КПСС (ранее ЦК ВКП(б)) и местных комитетах КПСС в СССР в разное время.

С января 1930 года функции агитпропа перешли к культпропу[1]. До 1934 года отдел назывался агитпроп[2][3]. В мае 1935 г. Сталин расформировал Агитпроп и образовал ряд самостоятельных отделов ЦК партии; в 1938 году они вновь были сведены в агитпропотдел[4].

Термин приобрёл расширенное значение — «пропаганда» вообще и советская пропаганда в частности, а также переносное значение: имелись в виду произведения советской культуры и искусства, созданные под непосредственным влиянием коммунистической идеологии и носящие на себе родовые черты советской пропаганды. Понятие употребляется обычно с негативной[5] либо юмористической[6] коннотацией.

18-23 марта 1919 года VIII съезд РКП(б) принял новую редакцию Программы РКП(б), в которой впервые был поднят вопрос о «развитии самой широкой пропаганды коммунистических идей и использовании для этой цели аппарата и средств государственной власти». В разделе «О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне» резолюции съезда также давались указания о проведении пропаганды для грамотных и для неграмотных, для чего отделам народного образования на местах при содействии местных партийцев следовало создать коллегии пропагандистов для ведения работы по месту жительства и на выезде, а также отряды индустриальных рабочих под руководством Всероссийского совета профессиональных союзов. Для координации этой работы в апреле 1919 года в ЦК был создан Информационный отдел, от которого исходили указания относительно проводимых политических кампаний, который в начале 1920 года был преобразован в Информационно-статистический отдел. К концу 1920 года этот отдел упразднили, передав его функции Организационно-инструкторскому отделу[7].

VIII Всероссийская конференция РКП(б) 2-4 декабря 1919 года снова обратилась к вопросам агитации и пропаганды: «члены партии должны сами приучаться к массовой работе по агитации: сюда относится мобилизация грамотных коммунистов для чтения газет и брошюр в лазаретах, клубах, госпиталях, избах-читальнях, домовых клубах, обход квартир, распространение газет, плакатов, устройство на фабриках витрин и литературных столов, книгоношество по деревням и пр.»[7]

В период Гражданской войны агитационно-пропагандистская работа обсуждалась на заседаниях и пленумах ЦК РКП(б) не менее 110 раз, включая содержание политработы в Красной Армии, контрагитацию в войсках и тылу врага, выпуск литературы, газет, деятельность центральных издательств, РОСТА. Постановлением Совета обороны от 13 мая 1920 года были созданы агитпункты в городах, имевших железнодорожное сообщение, которые должны были разъяснять населению смысл и задачи советской власти[7].