Ризе, Адам


Адам Ризе (нем. Adam Riese, также Ries, Rys, Ryse; 27 марта 1492, Бад-Штаффельштайн — 30 марта 1559, Аннаберг-Буххольц) — германский математик, выдающийся учитель арифметики.

Родился в 1492 году в небольшом местечке Штаффельштайн в небогатой семье, обучался арифметике у одного нюрнбергского учителя, несколько лет учился в Эрфуртском университете. Работал в Эрфурте в качестве свободного «мастера счёта»[4]. Достиг для своего времени замечательно глубоких сведений в арифметике, геометрии и алгебре. Получил место счетовода в горном управлении (1523) в Рудных горах и переехал в Аннаберг, где открыл в своём доме частную математическую школу. Заслугой Ризе является введение в Германии индо-арабской цифровой системы вместо цифр и символов. Ризе впервые ввёл понятие математического действия с неизвестными величинами[5].

Учебники Ризе, написанные на немецком языке[6], издавались большими тиражами. Ризе, как учитель счёта, был популярной личностью даже в среде простого народа. Выражение «nach Adam Riese» (что переводится «по Адаму Ризе») обратилось в поговорку, доныне употребляемую в Германии.

У Ризе было пять сыновей, из которых один, Абрахам, был придворным математиком в Дрездене, при дворе курфюрста, а другой — Исаак — составил напечатанное в 1580 году в Лейпциге собрание таблиц, под заглавием «Ein neues nutzbar gerechnetes Rechenbuch auf allerley Handtirung nach dem Centner- und Pfundgewicht… auch von allerley Maasz… Durch Isaac Riesen, Burger und Viesirer zu Leipzig».

Ризе, в отличие от обычной практики тех времен, издавал свои книги не на латинском языке, а на немецком. Таким способом он охватил большую аудиторию и, как Мартин Лютер, способствовал унификации немецкого языка.

Три названные сочинения представляли три последовательные ступени, которые проходил автор при своем преподавании счёта в школе. В них строго проведены три основные методические правила преподавания счета: