Адмирал Чабаненко (большой противолодочный корабль)


«Адмирал Чабаненко» — советский и российский большой противолодочный корабль 1-го ранга проекта 1155.1 с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны, в составе Северного флота России. Бортовой номер 650. Назван в честь адмирала Андрея Трофимовича Чабаненко.

Проектирование корабля началось в 1970-е годы. Главный конструктор — Михаил Петрович Мишин. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 28 февраля 1989 года. Спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания начались в 1995 году. Включён в состав ВМФ и на корабле поднят Андреевский флаг 28 января 1999 года. Первым командиром стал капитан 1-го ранга И.А. Быков, которого сменил капитан 1 ранга М. Колывушко[1].

В марте 1999 года корабль прибыл на Северный флот к месту постоянного базирования (Североморск). С 19 августа 2000 по 13 сентября 2001 года корабль участвовал в охране места работ по подъёме затонувшей атомной подводной лодки К-141 «Курск», проведя в море с этой целью 178 суток. В 2002 году участвовал в дальнем походе группы кораблей СФ, посетив Исландию, Великобританию, Норвегию, заходил в район Шпицбергена. 12 ноября 2002 года в Осло корабль посетили король Норвегии Харальд V и находящийся с визитом в Норвегии президент России В. В. Путин.[2] По итогам летнего периода обучения 2002 года признан лучшим кораблём Северного флота. В 2003 году участвовал в российско-французских учениях в Баренцевом море.[3]

БПК «Адмирал Чабаненко» принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море[4]. Флагман отряда — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»[5].

6 декабря 2008 года БПК «Адмирал Чабаненко» стал первым российским военным кораблём, который вошёл в Панамский канал со времён Второй мировой войны[6].

В ноябре 2009 — апреле 2010 года БПК «Адмирал Чабаненко» обеспечивал безопасность судоходства в районе Африканского Рога и Аденском заливе, сопроводив 17 конвоев из более чем 60 судов. Передав вахту кораблям Тихоокеанского флота, корабль с 11 по 13 апреля 2010 года находился с визитом в испанском порту Сеута[7]. 29 апреля вернулся в Североморск[8].