Азербайджанское каспийское морское пароходство (азерб. Azərbaycan Xəzər Dəniz Gəmiçiliyi) — судоходное предприятие Азербайджана.
Начало промышленной разработки нефти в Баку послужило стимулом к развитию судоходства и новых судов.
Впервые в мире в 1873 году на Каспии была сдана в эксплуатацию нефтеперевозочная баржа «Александр». Первый в мире железный танкер «Зороастр» 1878 года постройки был привезен и эксплуатировался в Баку. Первый теплоход с двигателем внутреннего сгорания «Вандал» 1903 года постройки и первый в мире управляемый двумя реверсивными двигателями танкер «Дело» 1908 года постройки были также привлечены к грузоперевозкам в Баку.
Своими нефтеналивными судами на Каспии обзавелись Товарищество нефтяного производства братьев Нобель и другие нефтяные компании.
Каспийское морское пароходство, также известное как «Каспар», ведет свое начало с 21 мая 1858 года, со дня основания акционерного общества «Кавказ и Меркурий».
После установления Советской власти были национализированы частные пассажирские, торговые и грузовые суда. 6 июня 1920 года декретом АзРевКома №22 был национализирован Каспийский торговый флот, в том числе морские и речные суда, береговые сооружения, доки, мастерские, заводы. Управление флотом передавалось Управлению каспийского водного транспорта. В состав государственного флота вошло 390 кораблей разного тоннажа, включая 106 парусных кораблей.