Азракиты


Азраки́ты (араб. أزارقة‎‎) — последователи нетерпимого ответвления хариджитского течения ислама, возникшего в конце VII века. Основатель секты — Абу Рашид Нафи ибн аль-Азрак[1][2].

В 80-х годах VII века Нафи ибн аль-Азрак и его военачальники (Атия ибн аль-Асвад, Абдуллах ибн аль-Махуз и его братья Усман и аз-Зубайр, Амр ибн Умайр аль-’Анбари, Катари ибн аль-Фуджа'а аль-Мазини, братья Убайда ибн аль-Хилиль аль-Йашкури и его брат Мухарраз, Сахр ибн Хабиб ат-Тамими, Салих ибн Михрак аль-Абди, Абд Раббихи аль-Кабир и Абд Раббихи ас-Сагир) во главе 30 тысячного войска начали мощное восстание в Ираке, которое было направлено как против Омейядов, так и против шиитов. К восставшим присоединились хариджиты Омана и Йамамы. Нафи ибн аль-Азрак с 20 тысячным войском выступил из Басры (Ирак) в Ахваз и взяли его под контроль вместе с Фарсом и Керманом[3].

Против азракитов были посланы Абдуллах ибн аль-Харис ибн Науфаль ан-Науфали, Муслим ибн Убайс ибн Кариз ибн Хабиб, Усман ибн Абдуллах ибн Муаммар ат-Тамими, Харис ибн Бадр аль-’Аттаби, но почти все они были убиты, а их войска обратились в бегство. Освобождая рабов и выступая защитниками угнетенных, азракиты находили поддержку среди сельского населения Халифата, главным образом среди персов. Однако, их фанатическая нетерпимость к тем, кто не разделял их воззрения и жестокость сужали социальную базу движения. К тому же в самом лагере азракитов вспыхнула вражда между персами и арабами[3].

После смерти Нафи ибн аль-Азрака лидером азракитов был выбран Катари ибн аль-Фуджа'а аль-Мазини, принявший титул халифа и «амира верующих», сопровождающий его имя на его монетах. Чеканку своей монеты он начал в 69 г.х. (688-689 г. н.э.) и продолжал в течение 9 лет. По местам обнаружения монет Катари возможно говорить о размерах подвластной ему территории: Истахр, Бишапур, Йезд, Дарабджерд, Таввадж. Восточнее, за Дарабджендом, начинались владения другого вождя, Атийа ибн аль-Асвада, изгнанного из Омана. К чеканке своей монеты он приступил в 70 г.х. (689-690 г. н.э.). Чеканилась она в Джируфте, Хурмузде, Бардсире и Хабидже. На монетах Атийи титул "амир верующих" отсутствует, однако никаких признаков вассальной зависимости Атийи от Катари не имеется. Вес большинства монет обоих правителей соответствует арабо-сасанидскому стандарту в 3,7-4 г., что косвенно свидетельствует о нормальном состоянии экономики областей, подконтрольных хариджитам[4]. Таким образом, владения хариджитских вождей отсекали от Халифата его крайнюю восточную часть - Синд - сообщение с которой было возможно только по морю из Омана.