Якутская мифология


Яку́тская мифоло́гия отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа якутов (саха) об окружающем мире. Важную роль в ней играли идеи шаманизма, то есть убеждение в существовании особых духовных миров (дойду) и возможности общения с ними.

Обитателей этих миров якуты называли абасами (ср. общетюркские Албасты), повелителем которых был Великий Господин Уот Усутакы. Они представляют угрозу для людей и способны им навредить. Более благожелательные духи были связаны с предками и именовались Айыы. Главой добрых духов был Юрюнг Айыы Тойон, у которого был брат Джёсёгей тойон. Айыы и абасы нередко находились в состоянии вражды, о чём свидетельствует образ Сюгэ тойон. Также существовали и другие категории духов, более связанные с природой нашего мира — иччи и сюллюкюн. Общаться и бороться с этими духами могли лишь шаманы, которые также являлись главными героями якутской мифологии.

Айыы (якут. айыы, аар айыы) — божества традиционной религии якутов Аар Айыы итэҕэлэ. Согласно якутской мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. Считается, что айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.

В бытовом смысле, в современном якутском языке есть слово Аньыы, которое понимается как прегрешения, проступки или табу. Например, наступать ногами на могилу — «аньыы» (в смысле «нельзя»). Данное слово не следует путать с айыы.

Основным символом в учении Айыы является Аал луук масВеликое гигантское дерево») — символ триединства мира. Согласно космогонии Айыы мир состоит из трёх частей[1]: Подземного мира (Аллараа дойду), где обитают абааhы (злые духи), Срединный мир (Орто дойду), где обитают люди, Верхний мир (Yөhээ дойду) — обиталище верховных божеств (не всегда добрых). Крона Аал луук мас символизирует Верхний мир, ствол — Срединный мир, корни — Подземный мир. Согласно якутским традиционным представлениям, душа (кут) состоит из трёх частей[2]:

Символы Айыы (например Аал луук мас) являются обязательными для изображения на празднике Ысыах и регламентируются соответствующими постановлениями правительства Республики Саха (Якутия)[3].