Академическая музыка XX века


Академическая музыка XX века — академическая музыка, созданная между 1901 и 2000 годами. Этот период характеризуется огромным разнообразием музыкальных стилей и не имеет одного, преобладавшего на всём его протяжении, музыкального течения. Инновационные тенденции, характерные для многих направлений музыки XX века, в европейской литературе часто обозначаются понятием «Новая музыка», введённым в 1919 году Паулем Беккером и охватывающим период приблизительно с 1910 года вплоть до современности.

На рубеже XIX и XX веков европейская музыкальная традиция вступила в стадию позднего романтизма. Такие композиторы, как Густав Малер, Рихард Штраус и Ян Сибелиус в своих симфонических произведениях всё дальше отодвигали[куда?] границы пост-романтизма[нет в источнике], а во Франции в то же время развивался музыкальный импрессионизм, ярчайшими представителями которого были Клод Дебюсси (хотя сам композитор категорически не принимал термин «импрессионизм» в отношении своих сочинений[1]) и Морис Равель (работавший и в других стилях, не имеющих отношения к импрессионизму).

Постромантизм[что?] и импрессионизм заставили[как?] многих композиторов искать новые средства самовыражения и привели к развитию музыки в неожиданных направлениях. Но единственным по-настоящему существенным нововведением, получившим широкое распространение в XX веке, стал отказ от традиционной тональности. В 1900-е годы многие композиторы предложили свои варианты ухода от классики[что?], что породило беспрецедентное разнообразие стилей, техник и выразительных средств[2]. В Вене Арнольд Шёнберг открыл атональную музыку, которая стала проявлением экспрессионизма, пришедшего в европейское искусство начала XX века на смену импрессионизму. Позднее Шёнберг изобрёл додекафонию, которую в дальнейшем развивали его ученики: Альбан Берг и Антон Веберн. Позднее эту технику углубили и другие композиторы, в частности, Пьер Булез. К додекафонии в поздних произведениях обращался Игорь Стравинский и многие другие, включая даже Скотта Брэдли, использовавшего её в музыке к серии мультфильмов «Том и Джерри»[3].