Аквабус


Аквабýс — водный вид городского общественного транспорта Санкт-Петербурга, перевозивший пассажиров в период летней навигации (с мая по октябрь). Маршрут судов проходил по Неве из спальных районов города в исторический центр, деловые кварталы Петербурга. Поездка по маршруту занимала не более 40—45 минут, а 4 остановки были расположены в пешем доступе от станций метрополитена. С 2013 года в городе действовал один маршрут. В 2016 году комитет по транспорту Санкт-Петербурга объявил, что регулярная линия аквабусов больше функционировать не будет[1].

Водный транспорт — старейший из видов внутригородского транспорта в Санкт-Петербурге. На каждом этапе развития города водным перевозкам придавалась особая роль.

Изначально Петербург, основанный Петром I в 1703 году, был задуман своим основателем в качестве крупного морского порта, «окна в Европу», важнейшего российского центра торгового мореплавания и одновременно — мощного кораблестроительного центра. Пётр I, сам будучи приверженцем всего, что связано с водой и мореплаванием, требовал от горожан преодолевать водную стихию на лодках или в особых случаях на паромах, желая тем самым приучить их к воде. Интересно, что в XVIII веке по рекам и каналам города курсировали самые настоящие венецианские гондолы.

В 1848 году Санкт-Петербург стал первым городом в России, в котором были пущены речные трамваи. В качестве внутригородских пассажирских судов использовались небольшие пароходы. Владельцами речных трамваев являлись компании «Лёгкое Невское пароходство», «Общество Ладожского пароходства», «Финляндское общество лёгкого пароходства» (его суда в народе звали «финляндчиками»), пароходное предприятие купца А. Я. Щитова. Только в конце двадцатых годов XX века речные трамваи стали появляться в Москве, а позднее — в остальных городах России.

В 1969 году открылось круглогодичное паромное сообщение Ломоносов — Кронштадт, полностью заменившее существовавшую до этого ледовую переправу. Специально для маршрута были созданы паромы «Андрей Коробицын» и «Николай Каплунов». Паромная переправа работала вплоть до февраля 2011 года и была прекращена из-за повреждения корпуса парома «Андрей Коробицын»[2].

В начале XXI века неоднократно вставал вопрос об открытии регулярных водных маршрутов для быстрого передвижения по городу. В 2001 году задача по созданию общественного водного транспорта была возложена на городские власти[3]. Первые попытки реализации проекта водных автобусов были предприняты еще в 2004 году, однако по-настоящему проект так и не заработал из-за высоких цен. В 2008 году правительством города была разработана концепция развития водных пассажирских перевозок для улучшения транспортной доступности районов и сокращения времени переездов[4]. Уже в период навигации 2008 года был открыт маршрут Санкт-Петербург — Кронштадт, на котором работали суда типа «Метеор»[3]. В августе 2010 года были запущены 2 новых линии — от ЦПКиО до Арсенальной набережной и от гостиницы «Москва» до Медного всадника[5].