Аксайчин


Аксайчин (кит. трад. 阿克賽欽, упр. 阿克赛钦, пиньинь Ākèsàiqīn, уйг. ак сай‎ «белый овраг», хинди अकसाई चिन, урду اکسائی چن) — регион, расположенный на границе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, Пакистана и Индии. Имеет площадь 42 685 км² (около 20 % всей территории бывшего штата Джамму и Кашмир)[1]. Территория управляется Китаем, но оспаривается Индией, которая включает этот регион в союзную территорию Ладакх.

Аксайчин является одним из двух основных территориальных споров между Индией и КНР, вторая спорная территория — штат Аруначал-Прадеш.

Аксайчин (дословно переводится с уйгурского языка как «белый овраг Чин») представляет собой обширную высокогорную соляную пустыню, расположенную на высоте до 5000 м. Географически является частью Тибетского плато. Местных жителей в районе практически нет, как и постоянных поселений. Осадков выпадает мало, поскольку окружающие горы препятствуют движению воздушных масс.

Исторически Аксайчин был частью Гималайского королевства Ладакх до его захвата Кашмиром в XIX веке, затем вошёл в состав Британской Индии — 24 марта 1914 года в Дели, путём тайного обмена письмами между Тибетом и Британской Индией (перед Симлской конференцией) была проведена демаркационная Линия Мак-Магона. Китай, не признававший суверенитет Тибета, возникший в ходе Британско-китайской войны 1903—1904 годов (закончившейся штурмом и взятием Лхасы британскими войсками и бегством Далай-ламы XIII в Монголию), в поисках военной помощи у Российской империи и вследствие последовавшего «парада суверенитетов» после революции 1911 года, не признал и данное соглашение, о чём, не зная о тайной договорённости, представитель Китая на Симлской конференции Чэнь Ифань 3 июля 1914 года и заявил.

Одной из причин Индо-китайской войны 1962 года был факт обнаружения Индией построенной Китаем дороги через спорные, согласно линии Мак-Магона, не признаваемой Китаем, территории. Китайское национальное шоссе 219, соединяющее Тибет и Синьцзян-Уйгурский автономный район, проходит через крохотный городок Тяньшуйхай в Аксайчине, который приобрёл стратегическую важность для Китая. Большая часть дороги расположена выше 4000 м над уровнем моря.

Индия рассматривает Аксайчин как неотъемлемую часть исторической области Ладакх — восточной части Джамму и Кашмира. В августе 2019 года Индия лишила Джамму и Кашмир автономии и учредила новую союзную территорию Ладакх, в которую было включено и плато Аксайчин, что осудил Китай[2].