Акула (подводная лодка, 1909)


«Аку́ла» — российская средняя подводная лодка, построенная на Балтийском заводе в 19061910 годах по проекту, разработанному в 1905 году И. Г. Бубновым и являвшемуся развитием проекта «Касатка»[1].

После Русско-Японской войны Главный морской штаб принял решение о необходимости создания двух типов подводных лодок: водоизмещением 100—150 тонн для патрулирования у берега и 350—400 тонн для действий в открытом море. Главной претензией к «Касаткам» было их вооружение, состоящие только из внешних решётчатых аппаратов системы Джевецкого. И. Г. Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой — «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 3 мая 1905 года проект «Акулы» был утверждён на заседании МТК. Проект предусматривал оснащение лодки двумя бензиновыми двигателями по 600 л. с. 25 сентября И. Бубнов направил главному инспектору кораблестроения докладную записку, в которой предлагал в связи с высокой взрывоопасностью бензиновых двигателей заменить их дизельными. Для сохранения проектной скорости предлагалось уменьшить ширину лодки и отказаться от деревянной обшивки. Предложения были приняты, и с началом финансирования проект ушёл в строительство.

Лодка была заложена на Балтийском заводе в декабре 1906 года, спущена на воду 22 августа 1909 года, после чего прошла предварительные испытания у Бьёркских островов. С мая по июль 1910 года в кронштадтском доке «Акулу» дорабатывали в соответствии с замечаниями. 15 ноября 1910 года вышла из Санкт-Петербурга в Ревель для прохождения сдаточных испытаний, однако при следовании Морским каналом врезалась в затопленное судно, повредив вертикальный руль и винты. В Ревеле встала на длительный ремонт, и испытания прошла только в сентябре 1911 года. Лодка показала скорость существенно меньшую проектной, но тем не менее была принята в состав Русского флота.