Александрийский порт


Порт Александрия находится на западном берегу дельты Нила между Средиземным морем и озером Марьют в Александрии, Египет, и считается вторым по значимости городом и главным портом в Египте. Порт Александрия состоит из двух гаваней (восточной и западной), разделенных Т-образным полуостровом. Восточная гавань мелкая и по ней не ходят крупные суда. Западная гавань используется для коммерческих перевозок. Гавань образована двумя сходящимися волнорезами.

Александрийский порт — один из старейших портов мира. Самые ранние портовые сооружения были построены в 1900 году до нашей эры в тогдашней деревне Ракотис  (англ.) для обслуживания прибрежного судоходства и снабжения острова Фарос (ныне часть квартала «Рас аль-Тин»).

На протяжении веков песчано-иловые отложения делали порт несудоходным. Он был очищен войсками под командованием Александра Македонского в 331 г. до н.э. в рамках строительства города Александрия, который должен был стать морской базой его флота. Инженер Александра Дейнократ соединил порт Александрию и остров Фарос мостом длиной 1200 метров и шириной 200 метров, создав две гавани для торговых и военных судов. Северо-восточный бассейн (Portus Magnus, в настоящее время Восточная гавань) был разработан для военных судов, а юго-западный бассейн (Portus Eunostus, в настоящее время главный порт Александрии) предназначен для коммерческого использования. В эпоху Птолемея на Фарос был построен второй мост, который разделил восточную гавань на два отдельных входа.

Согласно Страбону, у Александрии была внутренняя гавань на озере Мареотис, а также гавани на Средиземном море. У озера не было устья, соединяющего его с морем, но вместо этого оно было соединено с Нилом каналами. Страбон описывает гавань озера как более загруженную, чем гавани на море[1]. В период римского владычества зерно в больших количествах экспортировалось из Западной гавани города, за что та получила название «Портус Магнус». Зерно доставлялось по Нилу на баржах и перед отправкой хранилось в больших зернохранилищах на берегу озера Мареотис. В период расцвета Римской империи Александрия поставляла в Рим 83000 тонн зерна в год. Ко времени поздней империи город отгружал в Константинополь 220 000 тонн зерна в год[2].

Мухаммед Али Египетский издал приказ восстановить и частично восстановить пресноводный канал от Нила после своего прихода к власти. После завершения в 1820 году он был назван Каналом Махмудия  (англ.). При Мухаммеде Али была основана Александрийская верфь.

Во время Первой мировой войны Британский Средиземноморский экспедиционный корпус, принимавший участие в Галлиполийском сражении, использовал порт Александрию в качестве своей основной базы для войск и припасов, направлявшихся к высадке на мысе Геллес[3].