Александруполис


Александру́полис[3][4] (греч. Αλεξανδρούπολις[5] ή Αλεξανδρούπολη) — город на северо-востоке Греции, во Фракии. Административный центр одноимённой общины и периферийной единицы Эврос в периферии Восточная Македония и Фракия. Расположен на высоте 10 метров над уровнем моря[1], на побережье Эгейского моря, в 15 километрах к западу от устья реки Эврос (Марица), недалеко от границы с европейской частью Турции и Болгарией. В городе находится кафедра Александрупольской митрополии Элладской православной церкви, кафедральный собор Святого Николая[6]. Население 57 812 жителей по переписи 2011 года[2].

В 7 километрах от Александруполиса находится международный аэропорт Димокритос[англ.]. В городе расположена железнодорожная станция Александруполис[англ.] на линиях Александруполис — Свиленград[англ.] и Салоники — Александруполис[англ.].

Александруполис — один из самых молодых городов Греции, однако, стоит он на руинах города Сале (Сали), основанного выходцами из Самофракии, о чём упоминал в своих трудах Геродот. Сегодняшнее месторасположение города связывают с древним городом Сали, который, согласно Геродоту, в V в. до н. э. был одним из городов Самофракийской Переи (Месимврия, Зони, Дрис, Темпира, Харакома и Сали).

В 1847 году на месте нынешнего города, тогда на территории Османской империи, существовал караульный пост, пресекавший контрабандистов[7]. В 1876 году рыбаки из окрестных сёл (Маронии, Макри и др.) основали здесь небольшое село, наречённое Дедеагач (греч. Δεδεαγάτς, тур. Dedeağaç) по имени турецкого дервиша Деде[6]. Название имеет турецкие корни и переводится как дерево старца или дерево отшельника. Согласно легенде, в тени дуба старый и мудрый дервиш наставлял своих учеников, здесь он был позднее похоронен.

В 1870 году началось строительство железнодорожной магистрали, соединившей Константинополь с Адрианополем, южной Македонией и Салониками. Сооружение этой железной дороги должно было модернизировать Османскую империю, поэтому были наняты ведущие специалисты из Австро-Венгрии. Действительно, она дала мощный толчок развитию города.

Дедеагач был занят русской армией в 1877 году, во время Русско-турецкой войны. Русские войска оставались в городе вплоть до Берлинского конгресса. Русскими инженерами-градостроителями был разработан план благоустройства города. Акцент был сделан на проектирование широких улиц, дающих войскам свободу передвижения. Улицы идут параллельно друг другу, что очень непохоже на узкие переулки, мощёные улицы и тупики, характерные для османских городов того времени. Широкие бульвары сориентированы вдоль или перпендикулярно морскому берегу. С участием русских инженеров был построен Дедеагачский маяк[8].