Астрюк, Александр


Александр Астрюк (фр. Alexandre Astruc, 1923—2016) — французский актёр, кинорежиссёр, сценарист и теоретик кино.

Родился в Париже, готовился к поступлению в Политехнический институт, но увлекся искусством и литературой и в итоге получил образование юриста и филолога. Работал журналистом, кинокритиком, ассистентом режиссёра, написал несколько эссе, романов, киносценариев и статей по теории кино. Был другом писателя Бориса Виана и частым гостем на собраниях французских экзистенциалистов в парижском квартале Quartier Saint-Germain-des-Prés.

Астрюк приобрёл широкую известность после публикации в 1948 году в журнале L'Écran français[фр.] своего программного текста «Рождение нового авангарда: камера-перо[фр.]», в котором призывал к освобождению режиссуры от канонов повествовательного изображения жизни во имя свободы и гибкости самовыражения (по аналогии с индивидуальным стилем писателя): «Выражение мысли — основная проблема кинематографа»[2]. Астрюк делает вывод, что камера является аналогом пера, а режиссёр — литератора: «Постановка не является более средством для иллюстрации или подачи действия, она — самое настоящее письмо. Автор пишет камерой так, как писатель пишет авторучкой»[2]. Среди писателей, на которых следует ориентироваться молодым кинематографистам, Астрюк ссылается на тех, кто плодотворно работал с техникой потока сознания (Уильям Фолкнер, Андре Мальро, Жан-Поль Сартр и Альбер Камю)[3]. Таким образом, понимание Астрюком кино как аналога литературы обнаруживает тесную связь со своим временем и с теми литературными образцами, которые были актуальны во Франции 1940-х годов. Фильм в его понимании должен являться «продолжением» его создателя—кинорежиссёра: «Можно ли представить себе роман Фолкнера, написанный кем-либо, кроме Фолкнера? И удовлетворял бы нас „Гражданин Кейн“ в любой другой форме, нежели та, которую ему дал Орсон Уэллс[4].

После этого Астрюк снял несколько экспериментальных короткометражных лент — «Туда и обратно» (1948), «Улисс, или дурные встречи» (1949), а в 1953 году дебютировал в большом кино картиной «Багряный занавес», которая была удостоена приза Каннского кинофестиваля, а также приза имени Луи Деллюка. Астрюк снял ещё ряд полнометражных фильмов, но после провала в прокате его фильма «Пламя над Адриатикой[фр.]» (1968, совместно с СФРЮ), вернулся к журналистике и литературе, затем снимал телевизионные ленты.