Александр Афродисийский


Алекса́ндр Афродиси́йский (Алекса́ндр Афродизи́йский, Александр из Ка́рии; конец II — начало III века н. э.) — философ-перипатетик, комментатор Аристотеля из города Афродисиас.

Ученик Аристотеля из Митилены и Созигена, Александр жил в Афинах при римских императорах Септимии Севере и Каракалле в 198211 годы.

Из его комментариев к сочинениям Аристотеля особенно замечательны комментарии к «Метафизике», долгое время известные только в латинском переводе Сепульведы (Рим, 1527; Вена, 1554, 1561) и только в 1847 году появившиеся в оригинале в издании Германа Боница (Берлин)[3]. Многие из его сочинений существуют только в арабском переводе.

От других комментаторов Аристотеля Александр отличается более самостоятельным мышлением; ему принадлежит остроумное обсуждение вопросов метафизики, направленное против стоиков.

В полемике против стоиков Александр начал рассматривать логику как знания о рассуждении (в противоположность её рассмотрению как нормативной дисциплины, «каноники»)[4], чем положил начало многовековой дискуссии о предмете логики.

Александр выказал себя таким глубокомысленным и тонким комментатором Аристотеля, что стал известен преимущественно под именем «экзегета» и основал школу, ученики которой назывались александрийцами, позднее александристами.