Александр диакон


Диакон Александр (1674/1675, Нерехта — 21 марта 1720, Нижний Новгород) — российский старообрядец XVIII века, основатель диаконовского согласия.

Родился в 1674/1675 году и был родом из нерехтских посадских людей, служил диаконом в церкви Владимирской иконы Божией Матери в Нерехтском женском монастыре[1].

Мучимый разными сомнениями, на которые окружающие не могли дать ему разъяснения, страстно желая узнать истину, он бросил место, распродал в 1703 году всё своё имущество и ушёл к старообрядцам в Чернораменские леса Нижегородской губернии.

Александр жил во многих скитах на послушании у старцев, в 1709 году пострижен в монахи, а в следующем году был уже настоятелем скита.

Споры, возникшие в это время между раскольниками о мире и каждении, в которых дьякон Александр принимал живое участие, были поводом к образованию согласия «дьяконовцев», или «новокадильников». В 1716—1719 годах Александр Дьякон выступил с «ответами» против известного Питирима, преследовавшего раскол в пределах Нижегородской губернии, и защищал в них воззрения своих единомышленников. 1 января 1716 года Питирим послал керженским старообрядцам 130 вопросов и потребовал на них ответа с объяснением, почему они отделились от Церкви. Александр диакон и его последователи 16 августа 1716 послали в свою очередь послали Питириму 240 вопросов, в них они старались продемонстрировать противоречивость церковной реформы. Переписка Александра диакона с Питиримом продолжалась почти 3 года. В конце сентября 1719 года «Диаконовские ответы» были поданы Питириму, а 1 октября в селе Пафнутове Дрюковской волости Балахнинского уезда состоялось «публичное разглагольство», призванное продемонстрировать победу Питирима. В конце «разглагольства» Питирим передал диаконовцам ответы на их 240 вопросов, а диаконовцы вручили Питириму «Доношение», с подписями Александра диакона и старцев Иосифа, Нафанаила и Варсонофия. В нём они просили о присоединении их к православной Церкви и отказывались от утверждений, содержащихся в «Диаконовских ответах»[1].